Загадочные убийства, поиски истины и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых ни в чем нельзя быть уверенным

Кино

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Мы говорим об изображениях, которые после просмотра оставляют больше вопросов, чем ответов.

Жан де Карруж, главный герой нового фильма Ридли Скотта «Последняя дуэль», сомневается, стоит ли верить своей жене, обвинившей его друга Жака Ле Гриса в изнасиловании. Излишне говорить, что Жак все отрицает? В ожидании отложенной, но все же неизбежной премьеры фильма «Киноафиша» вспоминает фильмы, в которых сомнение является движущей силой сюжета.

«Подозрение» (1941)

В этом фильме Альфред Хичкок бросил вызов крайне застенчивой Лене МакЛадель о чистоте намерений безрассудного тусовщика ее мужа Джонни Эйсгарта. Со временем Лина, мечтающая сбежать из родительского дома, начинает замечать другую темную сторону Джонни, который оказывается любителем азартных игр, готовым, видимо, на все ради денег.

«Подозрение» основано на романе Фрэнсиса Айлза «Перед фактом», финал которого Хичкоку пришлось изменить против своей воли. Студия RKO, где проходили съемки, не захотела запятнать чистый образ Кэри Гранта, который в основном снимался в комедиях, превратив его из убийцы в совершенно безобидного мальчика. Это немного отличалось от общего сюжетного тона, но это не помешало фильму стать еще одним маленьким шедевром Хичкока (а это просто знаменитая сцена со стаканом молока!). Кстати, Джоан Фонтейн, сыгравшая главную женскую роль, получила за нее «Оскар».

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Подозреваемый

«Тень сомнения» (1943)

Общая атмосфера недоверия была одним из самых важных элементов саспенса, которым так славятся фильмы Хичкока. В «Тени сомнения» она оказывается с молодым Чарли, который живет тихой жизнью в маленьком американском городке, которого много. Репрессии случаются, когда его очаровательный дядя Чарли приехал с «материка», чей интерес к богатым вдовам и страх перед журналистами заставили его усомниться в его прошлом.

Замечательный сценарий – кстати, в работе над ним принимал участие сам Торнтон Уайлдер – раскрывающий природу зла в идеализированной ранее американской кинематографической глубинке, баланс комедии и триллера, а также пьесу двуликого Джозефа Коттена., одинаково успешно внушая доверие и страх, заставляла зрителя сомневаться вместе с Чарли до конца и в то же время закрепляла за фильмом статус одного из лучших в фильмографии Хичкока. Без сомнений.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Тень сомнения

«Газовый свет» (1944)

Фильм другого великого голливудского режиссера Джорджа Кьюкора, который дал современным апологетам феминизма прекрасное название для одной из многих форм угнетения, рассказывает историю Пола Алквиста, почти идеальной жертвы, пережившей травму в детстве – его Тетя, звезда оперы, была задушена, а драгоценности, которые она хранила, пропали.

Спустя годы Паула возвращается в Лондон со своим суровым мужем Энтони, которого играет красавчик Чарльз Бойер, щеголяющий своим акцентом. Призраки прошлого появляются в старом доме ее тети, и свет ее разума гаснет вместе с зажиганием газа, омрачая ее совесть и заставляя сомневаться в ее разумности.

Перед тем как стать фильмом, шоу Патрика Гамильтона имело успех на Бродвее, где его впервые увидела будущая певица Ингрид Бергман, очарованная ролью несчастной Паулы. Кстати, еще одну заметную роль в фильме сыграл Джозеф Коттон, который на этот раз предстал в роли прилежного сыщика.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Газовый свет

«Завороженный» (1945)

И снова Альфред Хичкок, щедро придававший своим фильмам атмосферу сомнения. Однако сначала главный герой «Заколдованных» доктор Эдвардс, которого играет Грегори Пек, недавно возглавивший психиатрическую больницу, был довольно уверен в себе, но постепенно он и его окружение начинают замечать странности в его поведении – Эдвардс понимает, что у него амнезия, и не помнит своего прошлого. Влюбленный в него доктор Петерсен (наша давняя подруга Ингрид Бергман) помогает ему все вспомнить и вернуться.

Хичкоку, между прочим, удалось в значительной степени передать ощущение недостоверности, недостоверности знаний о себе и собственном прошлом, которое казалось затуманившимся туманом, или, если вы помните одну из сцен из фильма, как будто оно были накрыты лавиной.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Очарованный

«Расемон» (1950)

В фильме Акиры Куросавы, который, кажется, есть в каждом списке лучших из когда-либо снятых, есть не один, а четыре ненадежных рассказчика, каждый из которых представляет свою версию обычной истории: стычку между лесным вором и самураем, сопровождающим его путешествующую жену в Японию.

Коротко о фильме, о котором были написаны книги, кажется немного неуважительным, но нам придется придерживаться узкого списка крупных наград – от Оскара до Золотого льва – и сказать, что Расемон обогатил язык кино с новым типом повествования (которое можно назвать параллельным).

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Расомон

«Мираж» (1965)

«Это воспоминания, которые дают нам единство личности, разума, чувств и предопределяют наши действия. «Мы ничто без памяти», – однажды сказал Луи Бунюэль, и герой «Миража» Дэвид Стилвелл (Грегори Пек), вероятно, согласился бы с ним. Арка Стилвелла очень напоминает другого персонажа Пека, доктор Эдвардс из «Очарованного Стиллуэлла» также понимает, что он ничего не помнит, кроме последних двух дней, и находится в состоянии тревожной нерешительности, сцены из травматического прошлого словно сняты издалека (одно из открытий режиссера).

Неочевидный неонуар мастера жанра Эдуарда Дмитрика замечательно стилизован и обновляет канон «Зачарованных» – теперь герою противостоит не человек, а общество. 1970-е с их общим чувством паранойи не за горами.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Мираж

«Бегущий по лезвию» (1982)

Нас интересует только режиссерская версия фильма Ридли Скотта, о которой мы недавно говорили об основных моментах, которая содержит ключевую сцену для идеи. В нем главный герой Рик Декард, охотник за репликантами (то есть искусственно выведенными людьми с генетическими модификациями), появляется во сне единорог, фигурки которого оставляет его напарник при каждой встрече. Сцена предполагает, что воспоминания Декарда искусственны, и поднимает вопрос о том, является ли сам Декард репликантом, не осознавая этого. Скотт оставил этот вопрос открытым, но признал в интервью, что считает Декарда репликантом. Интересно, что исполнитель его роли Харрисон Форд не согласился с ним и заявил, что считает его мужчиной.

Кстати, Декард появился и в сиквеле – «Бегущем по лезвию: 2049» – однако однозначного ответа режиссер Дени Вильнев здесь не дал.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Фигурка единорога Бегущего по лезвию

«Бартон Финк» (1991)

Сюрреалистичный, черный, прогорклый: у комедии братьев Коэнов много определений, но они вряд ли смогут всесторонне передать меняющуюся и завораживающую атмосферу, в которой находится нью-йоркский писатель Бартон Финк (Джон Туртурро), решивший заняться Голливуд пишет сценарии к третьесортным фильмам. Поселившись в отеле класса Бейтс, Финк встречает другого гостя, веселого продавца Чарльза Мэдуса (Джон Гудман), который, как выясняется позже, оказывается серийным убийцей. По крайней мере, это объясняет женский труп, который Финк однажды утром нашел в своей постели.

Гениальная шутка об адских кругах, которые должны были пройти писатели, оказавшиеся в ловушке студийной системы, была вдохновлена ​​биографией Уильяма Фолкнера, который вырос, хотя и под другим именем, в образе когда-то успешного писателя Уильяма Мэйхью, преобразованного под властью Калифорнийское солнце в пьяном сценаристе, не способном написать ни строчки.

«Бартон Финк», кстати, единственный фильм в истории Каннского кинофестиваля, отмеченный в номинациях на лучший фильм, лучший режиссер и лучший актер.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Бертон Финк

«Загадочное убийство в Манхэттене» (1993)

Сомнения, однако, могут быть поводом для шуток, даже если для Вуди Аллена все так и кажется. Достаточно экспозиция Хичкока в духе «Окна во двор» – герои подозревают в убийстве своего соседа – превратила Аллена в чудесную комедию, посмеивающуюся над потехой богатых «нью-йоркцев», юность которых далеко позади, и зрелость уже заботится об этом. Убийство, пусть даже воображаемое, для Аллена – лишь способ разрешить кризис среднего возраста. Попутно режиссер тонко обыгрывает жанровые клише классического нуара и даже позволяет себе прямые цитаты – как, например, в финальной сцене, воспроизводящей знаменитый фрагмент «Шанхайской леди» Орсона Уэллса.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Загадочное убийство на Манхэттене

«Американский психопат» (2000)

Адаптация культового романа Брета Истона Эллиса в 1990-х годах, похоже, с годами стала более популярной, чем оригинал. American Psycho был выпущен более двадцати лет назад, но мемы с участием Кристиана Бейла в роли Патрика Бейтмана, превращающего несчастного Джареда Лето в отбивную для Хьюи Льюиса и хита News Hip To Be Square, все еще живы.

Родился как сатира на процветающих нью-йоркских яппи в 1980-х годах (например, Патрик убивает Пола, персонажа Лето, только потому, что он, в отличие от него, смог заказать столик в Дорси, самом модном ресторане города), фильм превращается в историю импульсивного маньяка с довольно необычными пристрастиями только для того, чтобы сделать еще один поворот и поставить под сомнение реальность его убийств (это чем-то напоминает «Покушение на преступление» Бунюэля). В этом смысле показательна замечательная сцена, в которой Патрик пытается засунуть кошку в гнездо банкомата.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Американский психопат

«Помни» (2000)

Конечно, такой список не мог обойтись без хотя бы одного фильма Кристофера Нолана, поднявшего неопределенность до абсолюта. Уже в своем полнометражном дебюте пост-нуар «Погоня» Нолан умело манипулировал вниманием публики, но его дизайнерский талант в полной мере проявился, пожалуй, в следующем фильме «Помни», герой которого страдает амнезией, он не может ничего вспомнить более пяти минут, пытаясь найти убийцу своей жены.

Сложная картина содержит многие из любимых техник Нолана: нелинейные времена с характерным чередованием времен, образующих кольца и другие узоры, интровертное повествование, погружающее зрителя в сознание героя, как будто он погружен в сон (который рендерит все персонажи выглядят как «зеркала» главного героя) – что приведет к идеалу в «Принципе» и к абсурду в «Аргументе».

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Запомнить

«Малхолланд Драйв» (2001)

Нолан – в высшей степени оригинальный режиссер, но по форме многие из его фильмов близки к каноническим фильмам Дэвида Линча, если говорить исключительно об элементах его компонентов, а не об их совокупности. Принципиальное различие между ними проявляется во внутренней работе их вселенных. Если системы Нолана подчеркнуто рациональны и потенциально понятны, то миры Линча больше напоминают буддийские коаны, нацеленные на спящее подсознание, а не на бдительный ум.

То же самое и с Малхолланд Драйв, фильмом, который был снят как пилотный, и незаконченным телесериалом с простым и загадочным разоблачением: девушка, попавшая в беду, встречает другую девушку, а затем они внезапно исчезают, появляясь в совершенно других персонажах во втором эпизоде часть фильма… Линч традиционно использует жанровые схемы нуара и мелодрамы, погружая их в бурлящую жидкость сюрреализма (не столько жанра, сколько принципа).

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Малхолланд Драйв

«Жизнь Дэвида Гейла» (2003)

Гораздо более «стабильный» и жанровый фильм, чем классический английский фильм сэр Алан Паркер о заключенном Дэвиде Гейле, приговоренном к смертной казни за убийство своей девушки. Несмотря на признание Гейла, журналистка Бетси Блум, которой поручено взять у него интервью, все больше проникается историей его жизни и находит в его рассказе все больше и больше несоответствий.

Точные акценты – напряжение, которое упорно колеблется на протяжении всего фильма вплоть до финала – и прекрасная химия между Кевином Спейси и Кейт Уинслет, которая сыграла главную роль, сделали «Жизнь Дэвида Гейла» прекрасным примером драмы сомнения.

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Жизнь Дэвида Гейла

«Сомнение» (2008)

Герметичная и скупая история о необоснованном сомнении, которое распространяется в узком сознании директрисы церковной школы Элоизы Бовье, которая подозревает отца Брендана Флинна в… на самом деле ничего особенного, а скорее в неопределенной неправоте. Однако инстинктивное недоверие обретает форму, когда одна из сестер намекает, что у отца Флинна «особые» отношения с некоторыми мальчиками. Так началось его расследование.

Фильм снят по пьесе Джона Патрика Шенли, который сам снял его. Театральность спектакля дает о себе знать в зале истории, его закрытый характер, что хорошо отражает атмосферу католического конклава, ограниченного стенами школы. Аскетическая камера Роджера Дикинса фокусирует внимание на главном: на актерах, которые были очень хорошо подобраны (с Мерил Стрип и Филипом Сеймуром Хоффманом) и заслуженно номинированы на «Оскар» и «Золотой глобус».

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Сомневаться

«Остров проклятых» (2010)

Напоследок, давайте добавим словечко еще об одном классике из нашего списка: Мартине Скорсезе и его «Острове проклятых». По сюжету два маршала США – Тедди Дэниэлс (Леонардо Ди Каприо) и Чак Оул (Марк Руффало) – прибывают на остров у восточного побережья, занятый огромной больницей для психически больных преступников, чтобы расследовать исчезновение одного из пациентов. Рэйчел Соландо. Дэниелс, измученный морем, болен, во сне он видит призраки прошлого: концлагерь Дахау, который он освободил от нацистов, и свою мертвую жену, которая зовет его.

Постоянные дожди и гром, увеличивая напряжение, усиливая подозрения Дэниэлса в законности методов, применяемых к больным, приводят его на другой конец острова, возвышаясь над берегом, как восклицательный знак в ответ на последнюю строчку фильм: «Что лучше: жить чудовищем или умереть, как хороший человек?»

Загадочные убийства, поиски правды и призраки прошлого: 15 фильмов, в которых нельзя быть уверенным

Остров проклятых

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий