В фильм «Гостья из будущего» не вошло несколько сцен, которые были прописаны в сценарии. К примеру, не стали снимать падение Алисы в пруд во время похищения миелафона пиратами. А ещё было запланировано купание Алисы и Юльки в ванне с пеной, в которую их отправила бабушка Юльки после побега девочек из больницы.
Таких сцен, от которых отказались во время съёмок было достаточно много. Но были и сцены, которые были сняты, но пошли под нож во время монтажа фильма.
Все вырезанные сцены пропали бесследно, и мы знаем о них только из рассказов создателей фильма. Одна из этих вырезанных сцен – сеанс одновременной игры в шахматы.
Выглядела эта сцена, если попытаться её восстановить на основе литературной версии режиссёрского сценария и книги "Сто лет тому вперёд" Кира Булычёва, приблизительно так.
В школу, где проходит действие фильма, приехал гроссмейстер для проведения сеанса одновременной игры со школьниками.
Да играл гроссмейстера Раднэр Муратов, которого мы все помним, как Василия Алибабаевича из "Джентльменов удачи". Как я уже говорил, все вырезанные фрагменты бесследно исчезли, поэтому для иллюстрирования эпизодов с гроссмейстером будут использованы кадры с Муратовым из другого фильма.
Все желающие (шахматисты и болельщики) собрались в актовом зале. Когда ребята расселись на места, выяснилось, что одно место свободно – участник заболел.
— Где Тимошкин? — спрашивает физрук.
Боря Мессесер предложил Алисе занять пустующее место: «По-английски шпарит лучше учителки, прыгает как олимпийская чемпионка, знает математику! Она супергерла! В шахматы ведь тоже может, наверное».
Алиса отказывается, но ребята её уговаривают. Решающим будет то, что участвовать будет Коля Сулима, с которым Алиса очень хочет поговорить.
— У нас будет играть Алиса, — говорит Сулима.
— Она и это умеет? — удивлен учитель физкультуры. — А я ее планирую на легкую атлетику.
— Не стесняйся, девочка, — сказал гроссмейстер.
— Если что, я тебе помогу, — говорит Сулима.
— Спасибо, — отвечает Алиса.
В это время пираты сидят на дереве возле школы. Прильнули к своим 6иноклям и наблюдают за происходящим.
Гроссмейстер начал игру. Болельщики стояли за спинами самых сильных игроков. Больше всего их собралось у Коли Сулимы, которых сидел возле Алисы.
Игроки потихоньку выбывали. В бинокль видно, как гроссмейстер делает ход.
Доска крупным планом. Лицо юного соперника.
— Неплохо, — говорит Крыс.
— Ты чего? — удивлен Весельчак.
— Сицилианская защита, — говорит Крыс.
Гроссмейстер снова делает ход.
— Таак, — говорит Крыс.
Юный партнер делает встречный ход.
— Идиот! — кричит Крыс. — Самоубийца! Сейчас я слезу, сейчас я тебе покажу, как коней жертвовать!
Весельчак машет рукой, достает из кармана яблоко, жует.
Мила Руткевич сдалась сама после того, как «зевнула» ладью. К этому времени за столами осталось не более десятка игроков.
Сулима уже довольно долго обдумывал свой ход (гроссмейстер несколько раз проходил мимо). Алиса, периодически поглядывающая на его доску, не выдержала и шепнула: «Конь Ф 6».
Болельщики одобрили ход. Но Сулима сердито ответил: «Не подсказывайте!»
— Ну что, молодой человек? – спросил гроссмейстер.
Коля думал
— Он хотел пойти конём на Ф 6, — сказал Боря.
— Разумно! Может получиться очень интересно.
И Сулима двинул коня.
Гроссмейстер немного подумал и отступил королём.
Почти все зрители собрались у Колиной доски и не обращали внимания на других игроков. Никто даже не обратил внимания как долго думал гроссмейстер у доски Алисы, а затем произнеся «Нет, этой жертвы я не приму» сделал ход, отошёл, но вернулся, ещё раз оглядел позиция и покачал головой.
А у Колиной доски кипела уже коллективная работа. Болельщики наперебой давали советы. Только и слышен был шёпот: «Ферзём!» «Слоном!» «Ладью, ладью двигай!»
Коля растерялся. Он взглянул на Алису и та одними губами произнесла: «Пешка Аш 4».
И когда Коля сделал этот ход Гроссмейстер обрадовано произнёс: «Молодец! Этого хода я и боялся!». Но тут же двинув фигуру сказал: «Шах!»
И вернулся к Алисе. У него остались только три соперника, и ситуация на доске Алисы ему явно не нравилась.
Физрук, оценивший позицию, шепнул Юльке: «Если ты патриот, Грибкова, ты добьёшься, чтобы она осталась в нашей школе». «Я сама мечтаю об этом», — ответила Юлька.
Сулима никак не мог решиться на очередной ход. «Сдаваться?» — спросил он Алису. «Ты с ума сошёл!» — услышал он в ответ.
Гроссмейстер, поставивший мат десятикласснику вернулся к Коле.
— Ну как?
— Я ещё подумаю
— Ну думайте, думайте, — и перешёл к Алисе.
— Мда, это мне урок за самоуверенность, – увидев её ход, произнёс он. – Что ж, спасибо. Сдаюсь.
Он пожал Алисе руку.
— Вам спасибо, на вашем месте я из тридцати партий проиграла бы десять – тяжело в голове держать столько позиций.
— А я держал в голове только четыре. Остальные опасений не вызывали.
— Спасибо за утешение, — говорит гроссмейстер. — Ты занималась теорией?
— Как математической моделью. Поведенческой.
— Любопытно. Поговорим как-нибудь. Возьми мою карточку. Позвони. Я буду рад.
— Хорошо, — говорит Алиса. — Если я здесь задержусь, обязательно позвоню.
Никто кроме физрука и Юльки не заметил победы Алисы – все столпились над Сулимой.
Коля никак не мог решиться, куда ему отвести короля. Когда же он всё же сделал ход, гроссмейстер, двинув ферзя вновь произнёс: «Шах!»
— Ешь королеву, — шепнул Герасимов.
— Не ешь королеву, а возьми ферзя, — поправила его Мила.
Коля в отчаянии смотрит на место Алисы.
Алисы нет.
— Да не бойся! — говорит гроссмейстер. — Бей.
— Бей! — кричат все.
— Ну что же! — гроссмейстер делает ход за Колю. — Видишь?
— Вечный шах.
— Ничья! — кричат зрители. — Ничья с гроссмейстером!
— Сулима вничью с гроссмейстером сыграл!
— Разрешите от вашего и нашего общего имени поблагодарить гроссмейстера Сергея Степановича за то, что он не пожалел времени и приехал к нам… — Он пережидает аплодисменты. — Общий счет сеанса одновременной игры — двадцать восемь — полтора в пользу гроссмейстера.
— А что, кто-то ещё в ничью сыграл? – спросила Руткевич. – Это не ошибка?
— Никакой ошибки, — улыбнулся гроссмейстер. – Некоторые из ребят были настоящими бойцами. И если бы мой последний соперник меньше слушал советы болельщиков, он мог бы сыграть не в ничью, а выиграть у меня, как и та девочка…
— Какая девочка? – спросила Мила.
— Алиса! – не выдержала Юлька. – Она выиграла у гроссмейстера!
— Я же сказал, что она супергерла! – воскликнул Боря Мессерер.
Приблизительно так выглядела эта бесследно пропавшая вырезанная сцена. Но поклонники фильма до сих пор надеятся, что она найдётся где-то в архивах студии Горького (или у частного лица)
__________________________________________________________________________________________
подписывайтесь на канал