Внутреннее богатство и высокая духовность в простых образах Донатаса Баниониса.

Кино

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Кадр из фильма «Мертвая станция».

Путь на сцену

Донатас Юозович родом из Каунаса, где родилась в 1924 году в семье портного. Творческие начинания сына поддерживали родители, но они настаивали на приобретении серьезной рабочей профессии. И поэтому, желая видеть сына ремесленником, отец уговорил Донатаса научиться гончарному делу. Но 14-летний подросток, тяготевший к театру, пытался попасть на сцену. Разумеется, без специальной подготовки его туда не приняли. Удача улыбнулась юноше три года спустя, когда в 1941 году друг познакомил его с известным театральным режиссером Юозасом Мильтинисом, который взял его в театр кандидатом в актеры. Так что именно это имя звучало из уст художника с восторгом и придыханием, когда он говорил о главных мастерах своей жизни.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Именно тогда, в 1940-х годах, под руководством своего учителя Донатаса Баниониса он окончил актерскую студию при Панявежском театре в Мильтини.

Кино

А в 1947 году в его творческую жизнь вошло кино. Она снялась в массовке фильма «Марита». Более серьезные работы появились в конце 50-х гг., а известность пришла после картины «Никто не хотел умирать» (1966). В годы становления Советской власти в Литве герой Баниониса заменил убитого председателя сельсовета и дал отпор бандитам. Картина получила неоднозначную оценку литовской публики. А журнал «Советский экран» признал его лучшим фильмом года.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Этот фильм Бэниона считается одним из лучших в его кинокарьере. Рядом с ним были «Мертвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского.

Роль разведчика Ладейникова в полюбившемся зрителям фильме 1968 года «Мертвый сезон» досталась Банионису не сразу. Сначала студия сочла это недостаточно эффективным для охотника за головами. Да и сам он был невысокого мнения о своей внешности.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

«Кто из них Супермен? Смех и ничего больше!» Но когда он увидел прототип своего героя Конана Младшего, то понял, что исследователь не обязательно должен быть высоким, красивым, голубоглазым. Конон Молодой был приглашен в качестве консультанта по фильму.

Сценарий был полностью изменен, и история получилась не о сверхчеловеке-исследователе, а о человеке. И когда картина предстала перед зрителями, тысячи детских сердец загорелись желанием жить такой же жизнью, как Константин Ладейников.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Спустя годы актер получил в Кремле юбилейную награду, а в кратком диалоге с президентом России услышал подтверждение тому, что стал исследователем, вдохновленным главным героем фильма «Мертвый сезон».

Спустя год, после «Мертвого сезона», Банионис органично вписался в блестящий ансамбль Михаила Калатозова «Красная палатка», где он случайно работал с Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудией Кардинале, Юрием Визбором. Пусть роль получилась небольшой, но актер сыграл ее очень выразительно.

Спустя три года Андрей Тарковский пригласил Баниониса в фильм «Солярис». Актера впечатлила предыдущая работа режиссера «Андрей Рублев», о которой он сказал: «Это уже не кино, а искусство». Поэтому он с энтузиазмом принял приглашение.

И Тарковский искал роль не обычного актера, а человека, способного понять поэтический язык режиссера и его замысел. А Банионис, следовавший в своем творчестве заветам Мильтиниса, рисовал на бумаге внутреннее богатство: движения, жесты, молчание, взгляд. Высокодуховный, с глубокими мыслями в глазах, таким актер предстает перед публикой во всех своих образах.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

«Солярис» не получил признания советских кинокритиков. По словам актера, на «Гран-при» Каннского кинофестиваля картине дали больше по политическим мотивам, чтобы поддержать опального режиссера.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Человек-эпоха

За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признающих его вклад в кинематограф. Литовец относился к ним довольно холодно, считая, что они не цель, а лишь признание его заслуг.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Всю жизнь учился.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

В большинстве фильмов актера играл Александр Демьяненко: Донатас хорошо говорил по-русски (в оригинале он победил Достоевского), но говорил с акцентом. Я читал Кафку и Камю на польском языке. Он играл Бетховена на немецком языке. Он написал книгу на литовском языке.

«Когда я увидел первый фильм, который он озвучивал, «Никто не хотел умирать», я подумал, что он даже улучшил мою роль.»

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

(Именно в этой картине актер говорил своим голосом и считал деньги на литовском языке.)

В последние годы жизни Банионису часто задавали вопросы о современном кино, на которые он отвечал, в частности, так:

«Сейчас время. Недостаточно нравственное, не духовное. У каждого времени своя правда и свое искусство».

Искусство, в котором все не имеет той глубины, которая была в характере Донатаса Баниониса. О чем говорить, если актеру не нравилось большинство фильмов, в которых он сам снялся.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Немного о личном

Со своей супругой Оной актер прожил в счастливом браке 60 лет.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

После смерти жены Оны в 2008 году его дом остался пустовать. Самочувствие ухудшилось, появились признаки потери памяти. Потом все начало восстанавливаться. И все же актер не предполагал, что в его жизнь может войти кто-то еще. Пока не встретил Ольгу Рябикову в 2010 году. Он несколько раз делал женщине предложение, и накануне 90-летия артиста 52-летняя Ольга дала согласие на брак. Женщина восхитила актера своей мудростью, и он решил, что она достойна стать членом его большой семьи.

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

В том же 2014 году актер скончался: в июле он пережил клиническую смерть, а в сентябре после инсульта покинул этот мир.

Публика вспоминает его с теплотой и восторгом:

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Спасибо за чтение!

Вспомним лучшее:

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Последние роли великих советских актеров Все о советском кино6 апреля 2021

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Что вылечил антибиотик Лев Борисов в «Бандитском Петербурге»?Все о советском кино4 июля 2021

Внутреннее богатство и высокая одухотворенность в простых образах Донатаса Баниониса.

Фильм, в котором Олег Даль сыграл самого себя. Все о советском кино23 июля 2021 г

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий

  1. Тамара

    Мне под каждой статьёй писать, что «автор» текста не пишет статьи, а ворует их? Или вы всё-таки облагоразумитесь?

    Ответить