Венеция-2021: «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Кино

Венеция-2021: «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Сюрреалистическая сталинская Россия, Ежовщина и музыка Shortparis как заключительная нота.

Режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов вернулись со своей новой картиной «Капитан Волконогов бежал» на Венецианский кинофестиваль, но уже в основную конкурсную программу. Жюри итальянского смотра во главе с Пон Джун-хо ничем не наградили такую смелую, резкую и не похожую ни на какую другую российскую картину. Однако об этом фильме мы еще услышим много и много раз.

Венеция-2021: «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Капитан Волконогов бежал

В центре сюжета – молодой капитан Федор Волконогов, который служит в правоохранительных органах. Он верит в свою правоту и в Советское государство. Однажды он становится свидетелем самоубийства своего начальника, и что-то в голове у него проясняется. Волконогова объявляют предателем, поэтому ему ничего не остается, как бежать. Он понимает, что после смерти его будут ожидать адские муки, поэтому ему необходимо получить хотя бы одно прощение за все свои деянии. Возможно, Рай не так далеко.

«Полюшко-поле, Полюшко, широко поле. Едут по полю герои, Эх, да Красной Армии герои!»

Телесное безобразие среди оставленного, словно тень, антуража архитектора Растрелли (как будто бы). Мужчины в ярких красных кричащих штанах играют в футбол, занимаются спаррингом, в свободное время увлекаются пением – проводят жизнь, как им позволяет время. Не страшно, что мяч попадет в красивую люстру, все это теперь принадлежит народу, больше не имеет никакой дорогой ценности. Как будто «обхаживают» Зимний дворец после его взятия, хотя прошло уже приблизительно 20 лет. А Петербург именно такой: в какое здание ни войдешь, то сразу попадаешь в прошлое, говорящее на другом русском языке.

«Девушки плачут, Девушкам сегодня грустно, – Милый надолго уехал, Эх, да милый в армию уехал!»

Венеция-2021: «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Капитан Волконогов бежал

Чекисты лысые, некоторые нечёсаные, но каждый в самой лучшей физической форме подстать главным советским героям. Вот он – капитан Волконогов – на шпагате в собственной комнате изысканно и интуитивно поднимает гирю. Грация, пластика вперемешку с грубостью и опасностью. Пока мышцы пляшут под силой условной гантели, у него взгляд неподвижный, неживой и хладнокровный. Если соседка попросит помощи, то эта гиря окажется на голове у недоброжелателя. Волконогов думать долго не будет, у чекистов нет времени на сантименты.

«Девушки, гляньте, Гляньте на дорогу нашу, Вьется дальняя дорога, Эх, да развеселая дорога!»

Режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов приглашают в сюрреалистичный и авангардный Петербург. Как будто футуризм все еще существует, а общество продолжает говорить на языке конструктивизма. Современность города замечается в уличной живописи и синтезе с ретро-элементами предлагает зрителям увидеть совершенно иной мир. То ли так и было, то ли все придумано – все это похоже на то, как мы перелистываем страницы учебника по истории. В голове обязательно разыграется фантазия, а последнее как раз и является главным компонентом кино. «Капитан Волконогов бежал» – это то самое произведение, где форма, режиссура и драматургия превращаются в сновидческое, фантастическое, но по-настоящему реальное и возможное.

«Едем мы, едем, Едем – а кругом колхозы, Наши, девушки, колхозы, Эх, да молодые наши села»

Венеция-2021: «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова

Капитан Волконогов бежал

У Меркуловой и Чупова в фильме все на антитезах и контраргументах. Чекисты оказываются самыми модными в городе, и не важно, какого они ранга. Либо красный практически спортивный костюм с наполовину кожаным бомбером или же длинный черный плащ такого же материала. Кстати, костюмами занималась Надежда Васильева, вдова Алексея Балабанова, создававшая образы для таких картин, как «Замок» (1994), «Брат» (1997), «Матильда» (2017), «Северный ветер» (2021) и других. Стильно, непредсказуемо и как будто каждый вышел из книги «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Да и чекисты не особо пользуются четырёхколёсными транспортными средствами. Легче проехаться на трамвае из одной точки в другую, перевозить горы трупов и устраивать брифинги.

«Только мы видим, Видим мы седую тучу, Вражья злоба из-за леса, Эх, да вражья злоба, словно туча»

Внезапно в самой атеистической организации капитан Волконогов начинает верить в бога и известное помилование. Как будто во время реконструкции никто и не разрушал Храм Христа Спасителя в Москве. Мужчина убегает от преследователей в поисках прощения хотя бы одного из жертв чекистов. Его обзывают, бьют, посылают на три буквы и просто игнорируют. Но ему просто необходимо попасть в рай, потому что Волконогов не готов продолжать жить в муках даже после смерти. А достойны ли прощения настоящие убийцы?

«Полюшко-поле, Полюшко, зелено поле! Едут по полю герои, Эх, да Красной Армии герои!»

«Капитан Волконогов бежал» – это то самое произведение, где форма, режиссура и драматургия превращаются в сновидческое, фантастическое, но по-настоящему реальное и возможное.

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий