Там, где боги ходят в баню: мультивселенная Хаяо Миядзаки

Кино

Где купаются боги: вселенная комиксов Хаяо Миядзаки 18 июля 2022 16:47

Где купаются боги: вселенная комиксов Хаяо Миядзаки

Сильные мира кино склоняют головы перед этим скромным седовласым японцем, признавая его гений не только в нише аниме, но и во всей области, которой покровительствует десятая муза. За более чем полвека работы Хаяо Миядзаке создал из своих творений уникальную анимационную вселенную: 11 полнометражных фильмов, 16 короткометражек и десятки телесериалов — все они переплетены с его красками и персонажами. Его почитают за внимание к деталям и, прежде всего, за особую эстетику, которая развивается от изображения к изображению. Хотя аниме Хаяо Миядзаки предназначено для детей, по словам самого автора, каждый взрослый должен погрузиться в этот мир, где волшебство сосуществует с обыденностью, а реальное может быть необычным и поразительно красивым.

Хаяо родился в Токио 5 января 1941 года, то есть его детство прошло в мире, опустошенном войной. «Хаметсу» (по-японски «разрушение»), — говорит главный герой фильма «Ветер крепчает», глядя на обломки самолетов. Одним словом можно описать послевоенную Японию, жителям которой пришлось отстраиваться практически с нуля после сотен воздушных налетов и главной трагедии — атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Где купаются боги: вселенная Хаяо Миядзаки

Семья Миядзаки, напротив, процветала во время войны. Дядя Хаяо владел заводом, который производил детали для военных истребителей, а его отец был директором на этом заводе. Взросление в окружении истребителей не только привило ему любовь к авиации и полетам (что видно из его фильмов), но и воспитало в нем пацифизм. Его неприятие всех форм человеческой агрессии, будь то по отношению к себе подобным или к природе, ощутимо в каждой работе этого художника. Миядзаки не только бойкотировал Американскую академию кинематографических искусств и наук после нападения США на Ирак в 2003 году, отказавшись присутствовать на церемонии вручения премии «Оскар», но и добавил военный элемент в фильм «Ходячий замок», над которым он в то время работал.

Где купаются боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Один из его первых фильмов, «Наусикая из долины ветров», был настоящим манифестом Миядзаки — экологическим и антивоенным. Изначально это была манга, которую Хаяо рисовал и публиковал целых 14 лет (1982-1994). Автора поразила история о самом страшном загрязнении в стране — химический завод, бесконтрольно сбрасывавший содержащие ртуть химикаты в залив Минамата, нанес непоправимый экологический удар и отравил тысячи людей, что впоследствии получило название «болезнь Минамата». Хаяо переносит разрушенный мир этого уголка Японии в постапокалиптическую историю. Вся планета Земля покрыта Диким лесом, где растут ядовитые грибы-мутанты, и каждый обитатель леса, включая насекомых, представляет угрозу для выживших людей. Только один человек не боится Леса и живет в гармонии с ним — юная принцесса из Долины ветров по имени Наусикайя. Хрупкая девушка становится самым сильным и смелым персонажем картины. Она — любимый персонаж Миядзаки и его женское альтер-эго.

Где купаются боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Женщины — самые распространенные персонажи в работах Миядзаке. Миядзака заново определила женский характер и полностью перевернула традиции манги и аниме. Теперь женщины — не просто романтические спутницы героев, а сами героини, обладающие невероятной стойкостью и сильным характером, врожденной мудростью и тайными знаниями. В фильме «Ведьмина служба доставки» впервые показано, что молодая японка может думать о чем-то другом, кроме замужества.

Где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

В отличие от них, большинство мужчин в комиксах Хаяо Миядзаке либо физически неполноценны, либо несут на себе какое-то проклятие. У Марко из «Порко Россо» вместо лица свиное рыло, у Ашитаки из «Принцессы Мононокэ» по рукам течет яд, и даже пятилетний Сосукэ из «Рыбки на утесе» очень отличается от своих сверстников.

Где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Удивительно видеть такой крайний феминизм у автора, выросшего в очень мужской семье — Хаяо был вторым из четырех братьев, и воспитывали его больше отец и дядя, так как мать режиссера была тяжело больна. Когда Хаяо было 7 лет, у нее диагностировали туберкулез позвоночника — страшную болезнь для того времени. Хотя позже женщина выздоровела, она была прикована к постели в течение восьми лет и узнавала об окружающем мире только со слов своих сыновей. Возможно, именно в противовес детской реальности Хаяо вырос и наделил женские персонажи самыми сильными качествами. Известно, что с помощью легендарной принцессы Мононоке он заставил замолчать Духа леса, которого боятся самые смелые, крошечного Поньо — управлять разрушительным цунами, а скромную Чихиро — превратить страшного Духа Безликого в послушное животное несколькими фразами.

Где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Настоящую мать художника, вернее, ее мягкую пародию, можно встретить во многих фильмах: сварливая Токи из дома престарелых в фильме «Рыба на утесе» или похожая, но такая же строгая Дора из «Небесного замка Лапута».

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Особенностью фильмов Миядзаки является то, что большинство главных героев — дети. Дело не только в том, что все его работы были сделаны для юных зрителей (в его фильмографии всего два фильма для взрослых: Porco Rosso и The Wind Gets Stronger), но и способность представить мир через восприятие ребенка. Точка зрения ребенка оживляет то, что забыл взрослый: свежесть каждого дня и ясность окружающего мира. Только так реальность может наполниться волшебством, а самые обыденные вещи воспринимаются как чудо: какого взрослого может удивить процесс превращения лапши рамен из сухой в мягкую («Рыба Поньо на скале»)?

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Уникальный стиль анимации и яркие акварельные цвета всех фильмов Миядзаки неизбежно переносят нас в мир детства — безмятежный и полный. В конце концов, даже ужасные катастрофы воспринимаются детьми иначе — через смесь ужаса, удивления и благоговения. Цунами в фильме «Рыбка Поньо на утесе» визуально впечатляет глазами юного Сосукэ, который видит не только угрозу смерти, но и красоту и силу природы.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Хотя автор не говорит об этом вслух, его главная мысль ясна: в случае опасности именно дети могут спасти мир вокруг себя: родителей от болезни, город от бури, замок от заклятия, мир от апокалипсиса. Юные герои лучше взрослых умеют общаться с другим, скрытым и таинственным. Самые страшные призраки, злобные драконы и коварные ведьмы обезоружены чистотой детских помыслов, которыми всегда руководят только любовь к человечеству и сострадание.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

А волшебных существ во вселенной Миядзаки предостаточно. Большинство из них — это переработанные йокаи (так я называю сверхъестественных существ в японской мифологии), но Хаяо сам придумал несколько интересных и необычных существ. Мононоке — это не имя собственное, как часто предполагают, исходя из названия фильма, а имя синтоистского злого духа, обладающего огромной разрушительной силой. Поэтому Сан, а именно так зовут главного героя, становится олицетворением наказания и мести.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Оборотни-животные, такие как кицунэ (лиса), тануки (еноты из фильма «Помпоко: война тануки во времена Хэйсэй», который Миядзаки помогал писать) или бакэнэко (кошка), часто появляются на экране. Жители Страны восходящего солнца относятся к представителям семейства кошачьих с особым трепетом; существует давнее убеждение, что даже домашняя кошка — опасное животное. Хаяо создает самое необычное животное — котобус. Двенадцатиногий кот-автобус с улыбкой чеширского друга поможет перевезти маленькую героиню фильма «Мой сосед Тоторо». На самом деле, сам автор был настолько очарован перевозкой хвоста и усов, что позже снял короткометражный фильм с участием милейшего маленького кота-автобуса.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Япония считается самой технологически развитой страной в мире, но до сих пор верна древнему анимизму. Почти каждый японец верит, что предметы в мире обладают духом, будь то гигантский лес или гора, или даже маленький камень. Поэтому неудивительно, что в аниме Хаяо Миядзаки много призраков и ками (божество или другая духовная сущность), населяющих человеческую сторону вещей. Жуткая Дайдарабачи, Дух леса, появляется в различных формах в «Принцессе Мононоке», часто в окружении маленьких, пузатых духов деревьев кодама. Тоторо, самый популярный персонаж Миядзаки, тоже лесной житель, талисман студии «Гибли», которую он и его коллеги основали в 1985 году. И в этом фильме есть несколько Тоторо: О Тоторо — самый большой (ростом около 2 м) меховой Тоторо, голубой и среднего размера Туро Ту Тоторо и маленький белый Тиби Тоторо.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Но в «Унесенных духами» обыгрывается весь спектр нечеловеческого мира. В этой картине собрались почти все представители синтоистского и анимистского миров. Самый опасный дракон — мидзути, в которого превращается проклятый мальчик Хаку. Большезубая Юбаба, аналог Бабы Яги в Японии, владеет волшебными ваннами, в которых купаются духи и боги. Ее сын-переросток Кинтаро — «золотой мальчик» со сверхчеловеческой силой из японской мифологии. А папа-паук Камадзи основан на не очень приятном существе Чичигумо, хотя у Миядзаки он страшный только снаружи, но приятный внутри. В основе Тоторо лежит паук-убийца по имени Судзуватари — черный шар с множеством крошечных лап. «Блуждающая сажа» была придумана самим Миядзаки, якобы для того, чтобы придать шарм страшной истории о призраках и сделать страшное не страшным.

Там, где плавают боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Даже сторонники современных технологий признают, что приверженность Миядзаки консервативной, традиционной анимации только улучшает каждый его образ. Почти каждый кадр аниматор рисует сам карандашом и гуашью, стараясь свести к минимуму использование компьютера и вспомогательного оборудования. Трудно представить, но Хаяо не пишет сценариев — все эти потрясающие фильмы рождаются в его логове в виде кадров. Аниматор «перематывает» эпизод в уме и переносит его на бумагу в виде раскадровки. Он продумывает каждую сцену настолько тщательно, что невозможно упустить из виду время действия и мельчайшие детали — траекторию движения, фон, персонажей второго плана, тени и даже то, как развиваются волосы персонажей или мерцает их мех.

Где купаются боги: Мультивселенная Хаяо Миядзаки

Говоря о Хаяо Миядзаки, нет необходимости добавлять «возможно» к эпитету «гений». Его гений — аксиома в мире анимации, признанная строгими критиками кинофестивалей (на счету режиссера «Оскар», пять «Энни», восемь наград Tokyo Anime Awards и десятки других), его коллегами по всему миру и, прежде всего, зрителями, молодыми и пожилыми, но по-прежнему очень чувствительными к детям. Фильмы Хаяо Миядзаки стоит посмотреть, чтобы напомнить себе о том, что мы забыли, став взрослыми: как мечтать и знать, что мечты сбываются, упорно идти к своей цели, верить, что даже в самом плохом есть что-то хорошее, любить окружающий мир, беречь каждую частичку природы и просто уметь радоваться жизни.

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий