Эти фильмы вывели отечественный кинематограф на мировой уровень и навсегда останутся в памяти зрителей.
Ни для кого не секрет, что «Оскар» — одна из самых важных кинопремий в мире, и представленный на ней фильм имеет уникальную возможность завоевать многомиллионную аудиторию и прославить своих создателей на весь мир. Афиша фильма расскажет о советских и российских фильмах и мультфильмах, лауреатах и номинантах премии «Оскар.
1. «Разгром немецких войск под Москвой» (1942)
Советским дебютом на «Оскаре» стал документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» о битве за Москву в Великой Отечественной войне. Фильм составлен из хроники с октября 1941 года по январь 1942 года. Оператор фильма Роман Кармен так описал работу над фильмом:
«Нетрудно представить, какое бремя легло на всех, кто снимал в те дни. Кинокорреспонденты были приписаны к армиям, но при этом каждый отвечал за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не дожидаясь приказа. Люди работали с предельным напряжением. Мы были особенно воодушевлены, когда узнали, что было принято решение о создании фильма «Разгром немецких войск под Москвой» — первого полнометражного военного документального фильма».
Фильм был выпущен в США, чтобы познакомить зрителя с союзником в войне, продемонстрировать мощь советских военных и убедить простых американцев в необходимости помогать Советскому Союзу. «Разгром немецких войск» был также высоко оценен на родине и получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства.
Кстати, история со съемками этой картины стала вдохновением для следующего фильма Сергея Макрицкого «Первый Оскар».
Разгром немецких войск под Москвой
2. «Война и мир» (1965)
Л. Н. Толстой — самый экранизируемый русский писатель, и, что неудивительно, чаще всего на экране появляются его бессмертные шедевры «Война и мир» и «Анна Каренина». Сергей Бондарчук создал масштабный фильм, достойный оригинала. На создание картины ушло около шести лет; фильм стал одним из самых бюджетных фильмов советского кинематографа. В СССР «Война и мир» стала лидером проката, а за рубежом — завсегдатаем престижных фестивалей. В 1969 году фильм получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Сам режиссер не смог присутствовать на церемонии, так как был занят другим проектом, а статуэтку группы получила исполнительница роли Наташи Ростовой Людмила Савельева.
Война и мир
3. «Дерсу Узала» (1975)
Следующий отечественный фильм, получивший «Оскар», был снят совместно с Японией и поставлен Акирой Куросавой. Картина снята по роману великого русского путешественника Владимира Арсеньева, исследовавшего Дальний Восток. В основу положен рассказ о дружбе Арсеньева с таежным охотником Дерсу Узала, с которым они путешествовали по уссурийской тайге. Юрий Соломин сыграл в фильме главную роль, а по другую сторону камеры, плечом к плечу, расположились знаменитый японский оператор Асакадзу Накаи, известный по работе с Куросавой, и советские операторы Юрий Гантман и Федор Добронравов. Сценарий фильма написали совместно Акира Куросава и Юрий Нагибин.
Дерсу Узала
4. «Москва слезам не верит» (1980)
Снятая Владимиром Меньшовым история о провинциалке Катерине, сделавшей карьеру в Москве и ищущей личного счастья, тоже в свое время получила «Оскар». Интересно, что сначала режиссер хотел отказаться от съемок фильма, но сюжетное движение, в котором героиня ставит будильник и просыпается через 20 лет, ему показалось интересным, и он приступил к работе. Меньшов не попал на настоящую церемонию и смог получить свою статуэтку только в 1999 году.
Москва слезам не верит
5. «Утомленные солнцем» (1994)
Еще один фильм совместного производства, на этот раз — российско-французский. История семьи легендарного комдива Котова, которого сыграл режиссер Никита Михалков, не только познакомила зрителей всего мира с трагическими страницами советской истории, но и стала поворотным моментом в кинокарьере актрисы Ингеборги Дапкунайте, сыгравшей заглавную роль.Помимо «Оскара», фильм также получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
Сожженный солнцем
6. «Старик и море» (1999)
По мотивам одноименного рассказа Эрнеста Хемингуэя карикатура Александра Петрова выполнена в уникальной технике «росписи по стеклу», погружающей зрителя в некое сказочное пространство, в котором границы реального и воображаемого практически неразличимы. «Старик и море» стал первым анимационным фильмом в истории кино IMAX. Помимо «Оскара», мультфильм также получил номинацию на премию BAFTA.
Старик и море
Также в разное время на «Оскар» были номинированы следующие картины:
— экранизация одноименного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева (1969). Он уступил место франко-алжирскому политическому детективу «Зета»;
— биографический фильм «Чайковский» Игоря Таланкина (1971). В аренде у известного итальянского режиссера Витторио Де Сика фильм «Сад Финци-Контини»;
— экранизация рассказа Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого (1972). Взаймы к сюрреалистической картине Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии»;
— киноверсия душераздирающей повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», снятая Станиславом Ростоцким (1977). Затерянные во французской комедии-драме «Готовь носовые платки»;
— драма о бывшем директоре завода «Частная жизнь» Юлии Райзмане (1982). Проиграл испанскому фильму «Начать заново»;
— Военная мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1984). Он наградил франко-швейцарскую драму о шахматистах «Слоновая диагональ»;
Бим Белое Черное Ухо
— Франко-советский фильм Никиты Михалкова «Урга — территория любви» (1992). В аренде французской драме «Индокитай»;
— по мотивам рассказа Л.Н. Толстого, военной драмы Сергея Бодрова-старшего «Кавказская пленница» (1996). Награжден комедийной драмой о чешском музыканте «Коля»;
— Франко-российская драма Павла Чухрая «Вор» (1998). Потерянный в голландской драме «Характер»;
— экранизация придворной драмы «12 разгневанных мужчин» «12», снятая Никитой Михалковым (2007). Уступила место австрийской драме о фальсификаторе, попавшем в концлагерь, «Фальшивомонетчики»;
— Социальная драма «Левиафан» Андрея Звягинцева (2014). Взаймы к черно-белой картине Павла Павликовского «Ида»
Левиафан
- Хотите связаться со мной?