Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Кино

Тянбарра (Chanbara) — традиционный жанр японского кино, повествующий о доблестных и не очень самураях, разбирающихся друг с другом с помощью катан и другого холодного оружия. Тянбарру иногда путают с дзигайгэки, что не совсем верно, так под дзигайгэки понимается любое японское историческое кино, а под тянбаррой только самурайский экшн. Все самурайские фильмы являются дзигаэгэки, но тянбаррой только те, в которых акцент сделан на боях на мечах.

Тянбарра — один из старейших и самых уважаемых жанров японского кино, появившийся примерно в то же время, когда в страну восходящего солнца пришло кино как таковое. Самурайское кино пользовалось популярностью и в период Второй Мировой, фильмы о героических самураях, по идеологическим причинам, снимались при поддержке государства. Все изменилось с поражением Японии и оккупацией островов американской армией. Самурайское кино, как и ряд других киножанров, апеллирующих к боевому духу японцев, попал под запрет, который пал только в середине 50-х. Изголодавшиеся по экшн кино японцу, а также кинематографисты, которым было запрещено снимать тянбарру, кинулись делать фильмы о сражающихся кланах и странствующих ронинах. Середина 50-х — начало 70-х стало золотым веком тянбарры, когда в рамках жанра было сделано буквально всё. Самурайскому кино повезло еще и в том смысле, что его расцвет совпал по времени с японской новой волной: молодые режиссеры брались за фильмы о самураях наряду с мэтрами, в следствие чего в жанр проникли элементы вестерна, нуара, авангарда, а ближе к началу 70-х и эксплуатационого кино.

Содержание
  1. 15 фильмов золотого века самурайского кино
  2. Самурай: Путь воина (Miyamoto Musashi), 1954, режиссер — Хироси Инагаки
  3. Семь самураев (Shichinin no samurai), 1954, режиссер — Акира Куросава
  4. Окровавленное копьё на горе Фудзи (Chiyari Fuji), 1955, режиссер — Тому Утида
  5. Харакири (Seppuku), 1962, режиссер — Масаки Кобаяси
  6. Повесть о Затоичи (Zatôichi monogatari), 1962, режиссер — Кэндзи Мисуми
  7. 13 убийц (Jûsan-nin no shikaku), 1963, режиссер — Эйити Кудо
  8. Убийство (Ansatsu), 1964, режиссер — Масахиро Синода
  9. Бросающие вызов додзё (Dojo yaburi), 1964, режиссер — Сэйитиро Утикава
  10. Три самурая вне закона (Sanbiki no samurai), 1964, режиссер — Хидэо Гося
  11. Самурай-шпион (Ibun Sarutobi Sasuke), 1965, режиссер — Масахиро Синода
  12. Меч судьбы (Dai-bosatsu tôge), 1966, режиссер — Кихати Окамото
  13. Убей! (Kiru), 1968, режиссер — Кихати Окамото
  14. Демоны (Shura), 1971, режиссер — Тосио Масумото
  15. Ханзо-Клинок: Меч правосудия (Goyôkiba), 1972, режиссер — Кэндзи Мисуми
  16. Меч отмщения (Kozure Okami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru), 1972, режиссер — Кэндзи Мисуми
  17. 5 режиссеров, внесших наибольший вклад в жанр

15 фильмов золотого века самурайского кино

Самурай: Путь воина (Miyamoto Musashi), 1954, режиссер — Хироси Инагаки

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

1954 год стал годом возрождения самурайского кино, когда на экраны вышло сразу два ключевых фильма жанра, причем в обоих центральную роль исполнил Тосиро Мифуне. "Самурай: Путь воина" — первая часть трилогии о легендарном фехтовальщики Миямото Мусаси (Мифуне), развивавшем бой на мечах на практике и в теории. Его авторству принадлежит трактат "Книга пяти колец".

Семь самураев (Shichinin no samurai), 1954, режиссер — Акира Куросава

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Самурайский фильм, известный даже тем, кто максимально далек от японского кино. Считается многими эталоном жанра, хотя на момент выхода был зрелищем революционным и ревизионистским. Куросава разрушил многие законы самурайского кино и пересобрал их заново, что оказало огромное влияние на тянбарру 60-х. Он первым показал самураев живыми людьми, нарушающими самурайскую этику, а также сделал больший акцент на экшн-сценах, чем это было принято ранее. Можно сказать, что в 1954-м "Семь самураев" выглядели как "Рейд" в 2011-м.

Окровавленное копьё на горе Фудзи (Chiyari Fuji), 1955, режиссер — Тому Утида

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Тому Утида не был визионером, как Курова или Кобаяси, однако его "Окровавленное копьё на горе Фудзи" оказалось в отдельных аспектах более новаторским, чем фильмы мастеров. Первую половину фильм представляет собой неспешную дорожную социальную драму: разношерстная группа путников, в которой нашлось место для всех сословий японского общества, путешествует в Эдо, и только в финале в кино врывается экшн. Утида показал самураев не только как паразитический класс, что проскальзывало и в фильмах Куросавы и Кобаяси, но и поставил под сомнение их боевые навыки. Показать самураев слабее простолюдина в 1956-м решился только Утида.

Харакири (Seppuku), 1962, режиссер — Масаки Кобаяси

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Второй после "Семи самураев" самурайский фильм, слава которого вышла далеко за пределы жанра. Масаки Кобаяси относился к воинским ценностям японского общества еще более скептически, чем Куросава и выдал драму камня на камня не оставляющую от идеалов "Пути воина". В 2011-м вышел снятый Такаси Миике ремейк, от созерцания которого лучше воздержаться, предпочтя оригинал.

Повесть о Затоичи (Zatôichi monogatari), 1962, режиссер — Кэндзи Мисуми

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Если фильмы Куросавы и Кобаяси были большим кино, с какой стороны на них не посмотри, то "Повесть о Затоичи" — кино, не претендующее ни на что кроме того, чтобы развлечь. Именно поэтому популярность слепого массажиста и одновременно мастера-меченосца, путешествующего по Японии и влипающего в разные истории, оказалась сравнима с популярностью Годзиллы. С 1962 по 1973 вышло 25 фильмов о Затойчи, а в 1989 и 2003 были сняты ремейки, последний из которых поставил сам Китано.

13 убийц (Jûsan-nin no shikaku), 1963, режиссер — Эйити Кудо

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Более жестокая и циничная версия "Семи самураев". Фильм делится на две части. В первой демонстрируется сбор команды из 13 самураев и ронинов, параллельно объясняется почему они должны убить младшего брата действующего сёгуна, который оказывается таким отморозком, что если он станет следующим сёгуном всей Японии настанет кирдык. Во второй, собранная команда из 13 ассасинов устраивает засаду на врага и его гвардию, насчитывающую что-то около 150-200 самураев, что выливается в длинную, зрелищную и жесткую экшн-сцену. В 2010 Такасии Миике не удержался и снял собственную версию, которая оказалась очень неплохим, хоть и излишне жестоким фильмом.

Убийство (Ansatsu), 1964, режиссер — Масахиро Синода

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Когда за дело берется один из главных режиссеров японской новой волны, странно ожидать, что он снимет традиционную тянбарру. "Убийство" — это своеобразный ремейк "Гражданина Кейна", действие которого происходит в эпоху революции Мэйдзи, а центральным персонажем является печально известный ронин Хатиро Киёкава.

Бросающие вызов додзё (Dojo yaburi), 1964, режиссер — Сэйитиро Утикава

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Скрытая жемчужина самурайского жанра, посвященная среди прочего такому феномену самурайской культуры, как вызов Додзё. Суть последнего заключается в том, что умелый ронин мог прийти в додзё и вызвать его мастеров на бой по принципу деньги против жизни. В случае победы ронин зарабатывал деньги, а додзё было опозорено. подобный способ заработка считался позорным даже для безработного ронина. Кстати, режиссер фильма Утикава поставил в следующем 1965 году "Гения дзюдо", попавшего в советский прокат.

Три самурая вне закона (Sanbiki no samurai), 1964, режиссер — Хидэо Гося

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Дебютный фильм Госи — режиссера, в конце 60-х снимавшего почти исключительно самурайское кино. По духу напоминает "Харакири" Кобаяси, но с большим акцентом на сапенс и экшн. Крестьяне похищают дочь местного правителя, требуя снизить налоги. В дело вмешивается странствующий ронин, у которого особый взгляд на ситуацию. Подоспевают еще двое меченосца.

Самурай-шпион (Ibun Sarutobi Sasuke), 1965, режиссер — Масахиро Синода

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Еще один небезынтересный эксперимент Синода в рамках жанра. На этот раз он скрестил самурайский фильм со шпионским кино Холодной Войны, в котором бои на мечах соседствует с атмосферой паранойи, ощущением, что доверять нельзя никому и миром двойных агентов.

Меч судьбы (Dai-bosatsu tôge), 1966, режиссер — Кихати Окамото

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Кихати Окамото был одним из самых разносторонних режиссеров японского зрительского кино 60-х, с успехом работал в комедии, шпионском экшне, военном кино и тянбарре. Лучшим самурайским кино в послужном списке Окамото безусловно является "Меч судьбы", который по духу более прочих напоминает спагетти-вестерны Серджио Леоне. Учитывая, что Леоне, формируя свой стиль, на самурайское кино ориентировался, при просмотре "Меча судьбы" возникает ощущение, что круг замкнулся.

Убей! (Kiru), 1968, режиссер — Кихати Окамото

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Этот фильм Окамото тоже напоминает спагетти-вестерн, но уже не авторства Леоне, а скорее те, что снимал на другой стороне земного шара приблизительно в то же время Серджио Корбуччи. Одержимые идеей личного обогащения два ронина вступают в опасную игру на фоне гражданских междоусобиц.

Демоны (Shura), 1971, режиссер — Тосио Масумото

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

Самая авангардная и жестокая интерпретация легенды о 47 ронинах. Ощущается фильмом ужасов, хотя ничего паранормального несмотря на название в фильме нет. При этом с формальной точки зрения это все еще самурайское кино.

Ханзо-Клинок: Меч правосудия (Goyôkiba), 1972, режиссер — Кэндзи Мисуми

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

В начале 70-х в самурайское кино активно вторгается манга и эксплуатационное кино. Трилогия о полицейском Ханзо, который не только мастерски владеет холодным оружием, но и обладает внушительных размеров мужским достоинством (прозвище "клинок" связано со вторым) была снята ведущими режиссерами Кэндзи Мисуми и Ясудзо Масумурой. Однако, вопреки воле создателей, фильмы о Ханзо смотрятся как пародия на жанр, а не как его представители. Слишком уж концепция не серьезная.

Меч отмщения (Kozure Okami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru), 1972, режиссер — Кэндзи Мисуми

Самурайское кино: сражающиеся кланы, безжалостные ронины

История о бывшем личном палаче сёгуна и его новорожденном сыне, странствующих по Японии и влипающих в разные разборки, в то время как за ними охотятся лучшие убийцы страны, удачный пример того, как могут сочетаться самурайское и эксплуатационное кино. Всего было снято 6 фильмов, из которых первые три — почти шедевры, 4 и 5 хуже, но довольно неплохи, а просмотр 6 способен испортить настроение.

5 режиссеров, внесших наибольший вклад в жанр

Акира Куросава — абсолютный классик даже не японского, а мирового кино, так как его фильмы оказали большее влияние на европейских и американских кинематографистов, чем на японцев. В самурайском кино отметился фильмами: "Семь самураев", "Трое негодяев в скрытой крепости", "Телохранитель" и "Телохранитель 2". "Расемон" и "Тень воина" всё-же больше историческое, чем самурайское кино.

Хидэо Гося — пришел в кино в 1964-м на пике популярности тянбарры и зарекомендовал себя в качестве не хватающего звёзд с неба, но компетентного жанрового режиссера. Ни один его фильм нельзя назвать великим, но все они представляют собой отменное развлекательное кино. Стоит ознакомиться с фильмами "Три самурая вне закона", "Самураи-золотоискатели", двумя частями "Самурая-волка", "Золото сёгуна" и "Убийца".

Масаки Кобаяси — один из главных режиссеров Японии 50-х и 60-х, представитель поколения, предшествующего японской новой Волне. Снял всего три самурайских фильма, но два из них ("Харакири" и "Восставший") — абсолютные жанровые шедевры.

Кихати Окамото — режиссер, чувствовавший себя в своей тарелке практически в любых жанрах. Настоящий универсал. Снял такие достойные самурайские ленты, как "Война кланов", "Самурай-убийца", "Меч судьбы", "Убей", "Красный лев", а также кроссовер "Битва самураев", в котором встретились Затоичи из одноименной франшизы и телохранитель из фильмов Акиры Куросавы.

Кэндзи Мисуми — главный ремесленник жанра, приложивший руку к трем крупным самурайским франшизами: Затоичи, Ханзо и Мечу отмщения. Всего на его счету свыше тридцати фильмах о самураев. В рамках жанра Мисуми сделал не меньше, чем Чанг Че для уся.

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий