Совершил очередной киноманский подвиг – посмотрел Майкла Чимино. И разговор о нем будет долгий.
Для начала исторический контекст вокруг фильма. В 1978 году на экраны выходит и становится сенсацией. Собирает в 3 раза больше стоимости, получает 9 номинаций на Оскар и 5 из них выигрывает. Режиссера фильма Майкла Чимино носят на руках, продюсеры готовы выдать ему на следующий проект сколь угодно денег. Так он приступает к созданию , к которым сам написал сценарий и которому суждено будет войти в историю как одному из самых громких провалов, а также получить звание могильщика "Нового Голливуда".
Дело в том, что продюсеры недооценили масштабов мегаломании и перфекционизма Чимино, который снимал как в последний раз. Все подробности съёмочного процесса описывать не буду, но по итогам студия United Artists вывалила , сделав фильм самым дорогим на тот момент. Чимино наснимал 400 километров плёнки, и теперь ему предстоял монтаж. Он справился… уместившись в 5,5 часов (при изначальных 220). Под давлением боссов он отрезал целых 2 часа, но им и этого показалось слишком мало, поэтому они урезали фильм еще на час. К сожалению, это его не спасло – в прокате он собрал всего , ворох негативных рецензий и обвинений в жестоком обращении с лошадьми, 5 номинаций на Золотую малину, одна из которых увенчалась статуэткой для Чимино как худшего режиссера. Студия United Artists стала банкротом, а их конкуренты, уяснив урок, перестали выдавать самобытным авторам крупные суммы на любые прихоти. Так кончилась эпоха под названием "Новый Голливуд" – возможно, лучшая эпоха в истории американского кино.
Что еще надо знать о фильме? Что в нем снялась масса замечательных актеров:
Крис Кристофферсон
Кристофер Уокен
Изабель Юппер
Джон Хёрт
Джефф Бриджес
Брэд Дуриф (Грима Гнилоуст во )
Мики Рурк
и Терри О’Куин (Джон Локк в ).
И немного про сюжет, в основе которого лежит реальная бойня в штате Вайоминг в конце XIX века между мелкими фермерами (иммигрантами из Европы) и крупными землевладельцами, которые в один прекрасный момент решили, что лучший способ победить в конкуренции – это убить всех мешающих "расправить плечи". То была эпоха первоначального накопления капитала – время, о котором так мечтают современные . Крепкой государственной власти еще нет, ввиду еще недавней Гражданской войны и десятилетий истребления индейцев у многих людей на руках огнестрел, а суды работают как при анкапе – практически никак.
События, показанные в фильме, а до того имевшие место быть в реальности, хорошо развенчивают сразу несколько исторических и культурных мифов об Америке, сложившихся на постсоветском пространстве.
За последние 30 лет у нас вышло немало тонн макулатуры и терабайт жутких фильмов/роликов/картинок о коллективизации. Кроме образа чего-то среднего между продуманным геноцидом и маниакальным безумием Сталина ничего из всего потока выцепить практически нельзя.
Зачастую она противопоставляется . К сожалению, вот это классическое для нашей интеллигенции " строится не на фактах, не на выявлении причинно-следственных связей, а на собственных мечтах о том, как должно быть у ". Причем выстраивание цепи «было – стало» в основе своей имеет механизм получения прибыли у кальсонных гномов из серии :
Вот так и тут: приехали на материк благородные люди из Европы, начали обустраивать хозяйство и стали самой богатой страной в мире. А в промежутке между первой и последней стадиями – демократия и равные возможности для всех. На деле же история Америки, как писал великий кинокритик Михаил Трофименков, это . А та, что была в период с 1861 по 1865 годы – лишь самая яркая ее часть.
Главной целью коллективизации было создание крупнотоварных высокопроизводительных механизированных хозяйств на основе государственной (совхозы) или коллективной собственности (колхозы).
А для этого надо было избавиться от неимоверного количества делений земли на мелкие и мельчайшие кусочки, потому что, во-первых, среднестатистический крестьянин с такого всегда жил впроголодь, а во-вторых, с таким наделом он никогда в жизни не купит ни трактор, ни комбайн (а купив тут же сломает), он даже железный плуг был не в состоянии приобрести.
А в-третьих, при таком делении земли по всей стране существовали межи, отделявшие крестьянские наделы. Эти межи никак не использовались, потому что служили границей. И если в рамках одной деревни это маленький масштаб неиспользуемой земли, то в рамках огромной страны это территория минимум области.
Страна переживала индустриализацию, которую чем-то надо было оплачивать. На тот момент без должного количества промышленных предприятий, а значит и товаров, с Западом можно было рассчитаться только зерном.
Более того, требовали великого же переселения народа из деревни в города, что лишало село множества рабочих рук, а города населяло теми, кто сам еду не производит. Эти две причины (а к ним добавим еще хлебозаготовки на "черный день") приводили к необходимости выжимать из земли максимальное количество зерна. Сделать это можно только при использовании техники, удобрений и с помощью агрономов, механиков и ветеринаров.
Чтобы все это работало на сельскую местность, она должна представлять из себя сеть крупных коллективных предприятий, а не мелких собственников, часть из которых разорится и либо уйдет батрачить к кулаку, либо цыганить по стране, либо сопьется и подохнет.
И вот тут не все понимают, но на Западе шел, по сути, такой же процесс, только на протяжении долгих десятилетий и без государственного плана, а так сказать, рыночно. Если когда-то давно земли в Америке хватало на всех, то со временем там образовались зажиточные хозяйства, у которых было много земли и скота. Но на материк в поисках лучшей жизни продолжали приезжать мигранты из Европы и Китая. К тому же отменили рабство, а это значит, что вчерашняя бесплатная рабочая сила теперь тоже становится геморроем для атлантов.
И что в такой ситуации делать эффективным собственникам? Объединяться в монополии. Все как в промышленности, где тоже параллельно вырастали тресты, синдикаты и картели. Так как такое объединение (коллективное хозяйство) очень богато, то оно может для начала купить местную власть, оплатив предвыборную программу кандидата. Оно обязательно сдружится с полицией: спонсорством, семейными связями с начальством и подкупом. И когда этой монополии понадобится нерыночными средствами избавиться от понаехавших, то все будет на их стороне. В том числе и потому, что они напрямую пролоббируют себе принятие любого закона. У кого-то землю можно купить, кого-то можно запугать, кого-то разорить. Но что, если те, кому угрожает все вышеперечисленное, объединятся? Тогда случится то, что вошло в историю как "": Фондовая ассоциация производителей Вайоминга (WSGA) наймет карателей и устроит геноцид.
У нас со школы многие помнят о геноциде индейцев, а особо упоротые его могут даже объяснить некой необходимостью или исторической неизбежностью, социал-дарвинизмом, рыночными механизмами опять же. А как быть с геноцидом "своих"? Кстати, не все знают, но помимо черного рабства, к которому у нас особо просвещенные тоже относятся с пониманием, было и белое рабство – эксплуатация тех, кто мигрировал из Европы по бедности, но не мог оплатить переезд и открыть бизнес по приезде.
И кто-то может возразить, что все это было еще в XIX веке, а у нас-то в XX! На самом деле у них это продолжилось и в XX тоже. Так сказать, есть у раскрестьянивания начало, нет у раскрестьянивания конца. Во времена банкам внезапно понадобились деньги, поэтому пришла пора взымать долги с крестьян. А где взять деньги, если сбыть продукцию невозможно? Людей увольняют, денег они не получают, а значит потребительский спрос падает. В результате из воспеваемого нашими рыночниками фермера ты превращаешься в кочевника в поисках работы.
И таких "путешественников" по стране около человек. Они все ищут работу, а для всех ее нет. Кому повезло, тот устроился на общественные работы в рамках «нового курса» Рузвельта, другие сколотили банду, а третьи – в расход. Этот процесс вошел в историю как дефарминг.
А по итогам его получилось что? Сформировались огромные аграрные корпорации, владеющие большей частью земель в США, которые диктуют цены на рынке, которые коррупционными схемами повязаны с властью и органами правопорядка и которые по-прежнему перманентно изживают мелких фермеров. Даже в XXI веке, достаточно вспомнить последствия финансового кризиса 2008 года, когда судебные приставы по указке банков снова стали гонять фермеров ссаными тряпками с их земель.
Ну это под разговоры о священной частной собственности и равных возможностях для всех, про становую роль для экономики малого и среднего бизнеса, про американскую мечту. В качестве наглядного пособия можно посмотреть хотя бы документальные фильмы Майкла Мура.
А так да – только тупые сафки могли додуматься до такого чудовищного преступления как коллективизация. В нормальных странах был налажен нормальный воровской ход. И это мы еще про огораживание в Англии не говорили. Но про это как-нибудь потом.
Дочитавший до этого места (спасибо тебе), наверное, уже и забыл, что изначально читал про фильм . И вот сейчас, когда я напомнил, задастся вопросом: так че там с фильмом-то? А он потрясающий. Это мощный и эпичный вестерн, показывающий нутро капитализма. Это любовная драма, разворачивающаяся на фоне трагедии простого народа и одновременно высказывание о миграционной политике, так актуальной и для сегодняшней Америки (да и для России то же).
Это очень красивый фильм с шикарными натурными съемками, с живописными кадрами, которые можно распечатывать как фотообои.
Размах природы многократно показывает, чтобы показать зрителю, что на самом деле земли бы хватило всем.
Это, возможно, самая дорогая батальная сцена в вестерне (круче только в Сэма Пекинпа). Это прекрасное погружение в быт той эпохи, наполненное деталями крестьянской жизни. Это языковое многоголосье, где можно услышать русский, польский, немецкий, идиш и другие языки Европы. Это прекрасная музыка Дэвида Мэнсфилда, которую, к сожалению, нельзя прикрепить здесь, и которая, по непонятным мне причинам, была номинирована на Золотую малину.
Но это премия славится своей неадекватностью и тягой к затаптыванию всех причастных к какому-либо не понравившемуся организаторам фильму. Если уж им показалась картина слабой, то раздать надо всем сестрам по серьгам. И на самом деле качество той же музыки уже совершенно неважно, просто ты, как сейчас говорят, "", работая над этой картиной, поэтому пойдешь прицепом.
— фильм-веха, который только через 30 лет стал получать должное признание. В том числе благодаря тем, кто выпустил в повторный прокат версию в 3,5 часа, и теперь мы можем оценить если не весь режиссёрский замысел (напомню, что изначально Чимино смонтировал 5,5 часов), то версию явно более близкую, чем ту, что в 1980-м нарезали продюсеры. А также можем сожалеть о судьбе режиссера, которого затравили, как это принято в среде творческой интеллигенции (не только при тоталитаризме, ага) и не дали в дальнейшем работать в полную мощь. А его имя и название фильма еще долго будут ассоциироваться с провалом. Надеюсь, время расставит все по своим местам.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы