«Приходи на меня посмотреть»: расчет, эгоизм и маленький Иван Янковский

Кино

«Приходи на меня посмотреть»: расчет, эгоизм и маленький Иван Янковский

Не так много хороших новогодних фильмов показывают в канун главного праздника. Обычно это стандартный набор комедий и драм, к которым мы привыкли с детства, как к оливье и речи президента.

Двадцать лет назад на экраны вышел фильм «Приходи на меня посмотреть» Михаила Аграновича и Олега Янковского (его единственная режиссерская работа) по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала».

Престарелая женщина Софья Ивановна много лет не выходит из своей комнаты. Она живет в одной квартире с дочерью Татьяной, которая уже смирилась с участью старой девы, поэтому покорно ухаживает за матерью. Перед Новым годом Софья Ивановна собралась умирать, и ей тревожно, что жизнь ее дочери не сложилась.

«Приходи на меня посмотреть»: расчет, эгоизм и маленький Иван Янковский

Неожиданный звонок в дверь меняет все – на пороге появляется импозантный мужчина Игорь с шампанским и цветами. Он ошибся домом, но станет ли жалеть об этом? Постепенно спектакль, разыгрываемый перед старой женщиной, становится реальностью.

Главное, что есть в этом фильме: настоящее предновогоднее настроение, ожидание чуда и отсутствие пошлостей и банальностей. Вместе с отменным сценарием и игрой проверенных временем талантливых актеров этот фильм стал одним из лучших и самых любимых у зрителей. После просмотра и сам начинаешь ждать небольшого новогоднего чуда, которое теперь кажется возможным.

С другой стороны, если посмотреть на все, что происходит на экране и что к этому привело, то понимаешь, к этой ситуации привели такие качества людей, как эгоизм, пассивность, отсутствие воли и жажда наживы.

«Приходи на меня посмотреть»: расчет, эгоизм и маленький Иван Янковский

Главный отрицательный герой здесь – милая пожилая женщина Софья Ивановна – типичный персонаж для нашего общества. Она предельно эгоистична: долги годы эта женщина дочь возле себя, очевидно сама она – старая дева, заразившая этим социальным пороком и Татьяну. Ее когда-то обидели, может бросили, и она разочаровалась в противоположном поле. Дочь Татьяна не проявила принципиальности когда-то. И не устроила свою личную жизнь.

Также очевидно, что мать не раз обещала «вот-вот умереть», потому что на подсознании ее гложет совесть за испорченную судьбу дочери. Но она не уходит, и дочь продолжает стареть в одиночестве. По своей сути Софья Ивановна – обычный манипулятор, а дочь – жертва, у которой нет своей жизни, нет цели. Две серых мыши, незаметные в обществе, и не нужные ему.

Когда на пороге случайным образом появляется Игорь, которому, как и Татьяне, уже за сорок, он произносит: «мамаша». И тогда «мамаша», то есть Татьяна, решает доказать, что она совсем еще не «мамаша». И история постепенно закручивается. Для нее это – последний шанс.

Игорь почти свободен – у него есть молодая любовница, которая ему особо не нужна. Ему с его здоровьем и возрастом куда нужнее заботливая жена. И постепенно он убеждается, что Татьяна неплохо подходит на эту роль – говорят и думают они на одном языке.

«Приходи на меня посмотреть»: расчет, эгоизм и маленький Иван Янковский

И, в общем-то новогодняя история и заканчивается тем самым чудом – встретились два одиночества. Но что будет дальше. В этой истории есть огромный подводный камень. Вся неустроенность предыдущих лет косвенно отразится на будущей жизни Татьяны и Игоря в виде упреков. Плюс к этому привычки, свойственные одиноким людям. Эти привычки простым новогодним чудом не перебороть.

Поэтому по факту это самое новогоднее чудо, которое на маленьких крылышках принес в дом мальчик, сыгранный 10-летним Иваном Янковским, это ловушка для персонажа Олега Ивановича Янковского. С учетом того, что персонаж этот свободолюбивый и подкованный, союз его с Татьяной по факту вряд ли окажется долговечным.

Теперь про «внучку», сначала присвоившую фамильные драгоценности, а потом их возвратившую. Важно понимать, что те, кто работают в ларьках с овощами – не плохие и не хорошие (в фильме попалась хорошая). Это просто другой социальный слой, который сильно отличается от той части общества, в котором живут Татьяна, Софья Ивановна, и даже Игорь.

Специалисты овощных ларьков живут по принципу: дают – бери, бьют – беги. Поэтому героиня Натальи Щукиной – насквозь фальшивая.

По факту этот фильм – о расчете, одиночестве и эгоизме. Разве можно из этого построить счастье? Вряд ли. Если молодые рискуют расстаться из-за неопытности, то тут причиной разрыва станет как раз опыт и стереотипы, которые ограничивают действия и ход мысли пары из категории 40+.

Подписаться на канал «КиноНытик» можно по ссылке

Источник

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий