«Поражение». Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Кино

Продолжение комментария к фильму по роману Даниила Гранина «Иду на грозу». Начните здесь1 и здесь2.

Если «Ночевка в дороге» — это мелодия жизни Крылова, то ключевая тема киноэпопеи входит в третью серию — песню на стихи Е. Евтушенко «Ничто не сходит с рук». Песня о верности нравственным принципам, законам человечества. Песня о доверии и предательстве. Ведь мир физиков – это не только смелость и пытливость, прорывы в науке и открытия, но и настоящая борьба за истину, против административного карьеризма в науке, против эгоизма и безрассудства.

(песня Ричарда)

В начале 3 серии все участники борьбы с бурей внимательно и сосредоточенно слушают пение Ричарда в прекрасном исполнении Евгения Дворжецкого. (Символично, что слова, ставшие философской идеей фильма, исходят из уст персонажа, которому суждено погибнуть в этой борьбе.) И в этот момент их лица одинаково прекрасны и одухотворены, они показывают работу мысли, глубину восприятия содержания. Видно, что фразы, которые звучат для них, не просто слова, а смысл, идея каждого отрезка жизни. Кто-то хмурится, кто-то отводит взгляд — не все пережили угрызения совести. Крылов вспоминает брошенную им Наташу, тонко восприняв фразу о «забытый друг, с которым не удобно». Только лицо Тулина выражает твердость, жесткость и даже некоторый оттенок гнева…

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Кадры третьей серии изображения

Если в книге Даниила Гранина и в первом фильме герои Тулина и Крылова, ищущие действенный способ уничтожить грозу, были противопоставлены, то в фильме 1987 года, хотя друзья ведут скрытый внутренний спор между собой, автор делает больший акцент на личности неуклюжего, непрактичного и неуклюжего Крылова — «мертвого», «сумасшедшего».

По мере развития сюжета как научная, так и жизненная позиции героев становятся все более отдаленными друг от друга. Их противостояние призвано выявить нравственную основу научных достижений, в основе которой всегда лежит бескомпромиссная борьба за истину. Дэн был великим ученым, потому что «он был прежде всего человеком» королевский человек. К этому стремится и Крылов. Красивый и правильный на словах Тулин постепенно начинает разочаровывать зрителя.

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Они настоящие люди. Они развлекаются, как дети, играя в механический храп Коли. Они устраивают розыгрыш с Агатовым в подвале. Но в то же время каждый формирует себя по своим моральным принципам. Его героизм призван проявляться в обстоятельствах быта, в бытовых рабочих ситуациях, в дружбе, в любви. Ученые борются не только с грозой на небе, но и с внезапно надвигающимися тучами предательства и предательства.

«Случилось что-то ужасное», — говорит Крылов в 3 серии, когда Тулин собирается идти на встречу с Женей. Его морального кодекса недостаточно, чтобы понять и оправдать поведение друга. На его просьбу оставить Женю в покое он, как всегда, получает самодовольную тираду Тулина. И теперь, кажется, в душу Крылова закрадывается недоверие к словам всегда правого товарища: недоверие ко всему. В том числе и в желании взвалить на свои плечи руководство экспериментом в небе. Тулин уезжает намеренно?

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Настойчивая и упорная в достижении цели Тулина в третьей серии особенно ясно показывает, что будет с ней происходить над головами людей: «Никого не пощажу ради дела, хоть кем-то пожертвую». Холодно, с высоты своего положения, он отталкивает Ричарда в сторону, не считаясь с его чувствами, пытаясь выслужиться перед Женей. Для него это своеобразная ставка на то, что он должен выиграть. В ней не учитывались жизни людей, приказав летчикам после страшного перелета сквозь грозовую тучу, когда все чудом остались живы, снова лететь к ней.

И здесь, как никогда за весь фильм, Агатов, профессионально сыгранный Леонидом Куравлевым, вызывает глубокое уважение. Набивший оскомину словами о своей заботе и рвении к общему делу, вызывающий неприятие равнодушным участием, служащий олицетворением слов о «дружбе тех волков, у которых две ноги», в этой ситуации он видится как необходимая шестеренка в общем механизме. (А на заднем фоне гремит знакомый мотив: не все можно простить и забыть.)

Впервые мелодия прозвучала без слов в эпизоде ​​отношений Тулина с Женей и Катей в беседке во 2-й серии как предчувствие, как пролог, как сюжет, а в 3-й серии стала доминирующей. Тогда Катя потащила ее за руку Тулина, который околдовал Женьку. Теперь ее никто не тащит, проверяется ее честность и человеческая ценность, ее способность быть человечной и последовательной в своих поступках с теми, кого она любит, не играть чувствами других. Ольге Кабо прекрасно удалась роль рассудительной и ветреной прелестницы.

Она приглашает Ричарда в пустой гостиничный номер, чтобы побыть наедине. Знакомая мелодия, звучащая в ритме вальса, своим музыкальным рисунком создает для влюбленных гармоничный фон. Но это не Женина музыка, у нее нет уверенности в себе, она убирает проявление чувств Ричарда, в ее мыслях уже поселился новый мужской образ. В душе влюбленного юноши она продолжает грезить, там живет красота, неспособная разглядеть неискренность. А девушка живет поверхностно, ее увлекают сиюминутные порывы. Сильный и властный Тулин в своем подсознании побеждает спокойного и покорного Ричарда. Осознание того, что «фальшь с эхом опасна», придет с опозданием. И его поражение с угрызениями совести в четвертой серии будет вполне логичным.

«Есть такое выражение «не пара», — говорит Ричарду летчик Хоботнев (прекрасно сыгранный Львом Прыгуновым), — и нужно через многое пройти, чтобы понять его. Так что вы с Женей не пара. Наблюдательный взгляд опытного человека, пережившего свою личную трагедию, видит, что Ричард любит, а он нет. Но это трудно принять.

(«Мы экономим на любви». Клип Елены Богдановой)

А руководитель Тулин, видя, как Крылову удалось добиться согласия Агатова на то, чтобы Ричард остался в группе и не был отправлен в Москву за самовольное изменение темы его диссертации, продолжает плести паутину интриг. Он решает встретиться с случайно оказавшимся в городе заместителем министра геологии Богдановским и приказывает неопытному Крылову возглавить полет. Он решает взять с собой Женю на встречу. Окрыленная новыми отношениями, Женя отвергает последний разговор с Ричардом.

И молодой аспирант отправляется в экспериментальный полет, пережив предательство двух дорогих людей – кумира Тулина и возлюбленной Жени. Их пути вели в разные стороны: его, к небу и вечности, ее, к просторам моря неведомого, к ошибкам и урокам.

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

В финальных титрах третьей серии снова слышится тревожная аранжировка: в ней грядет гром. И черный дым вплетается в снежную белизну облаков. Ведь самолет летит в последний роковой рейс, из которого вернутся не все. Зритель этого еще не знает, но предвосхищает весь ход событий, сквозь тучи, сгущающиеся над каждым.

Грядет буря, которая несет разрушения и поражения, каждый за себя.

Рецензия на 4-ю серию — «У каждого свой урок» — в следующем тексте.

Заказать текст о любимом фильме, его сюжете, актерах, прототипах можно на платформе https://sponsr.ru/mir_sov_kino22/

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Роберт Рождественский и фильм «Судьба» Как стихи русских поэтов дополняют образы киногероев? Все о советском кино23 мая 2021 г

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Поэзия, трогающая душу. Юрий Визбор и Нежность к ревущему зверю.Все о советском кино21 июля 2021

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий