Почему режиссер «Развязки» (СССР, 1970) больше никогда не снимал «кино про шпионов»

Почему режиссер "Развязки" (СССР, 1970) больше никогда не снимал "кино про шпионов"

Развязка. СССР, 1970. Режиссер Николай Розанцев. Сценарист Анатолий Ромов. Актеры: Юрий Гусев, Алексей Яковлев, Николай Тимофеев, Геннадий Некрасов, Николай Гриценко и др. 23,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Почему режиссер "Развязки" (СССР, 1970) больше никогда не снимал "кино про шпионов"

Режиссер Николай Розанцев (1922-1980) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Крутые Горки», «Государственный преступник», «Заговор послов», «Развязка») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Почему режиссер "Развязки" (СССР, 1970) больше никогда не снимал "кино про шпионов"

Этот шпионский детектив, полностью завершенный поначалу в 1968 году, в общей сложности снимался и переделывался два года и вышел в прокат только в 1970 году.

Причиной было то, что шпион в этом фильм был «оборотнем погонах» — начальником райотдела милиции. Покончить с этим беспределом решил сам Министр внутренних дел СССР Николай Щелоков (1910-1984), который обратился в ЦК КПСС с требованием запретить эту картину.

В тогдашнем госкино подумали-подумали, да и решили народные деньги все-таки на ветер не бросать, а переснять ряд ключевых эпизодов фильма, в которых уже никакого «оборотня в погонах» не было…

Почему режиссер "Развязки" (СССР, 1970) больше никогда не снимал "кино про шпионов"

В конце концов наступила «Развязка»: в 1970 году фильм увидела массовая аудитория: в кинозалы пришли почти 24 миллиона зрителей.

А вот кинокритики встретили многострадальную «Развязку», мягко говоря, нерадостно.

Почему режиссер "Развязки" (СССР, 1970) больше никогда не снимал "кино про шпионов"

К примеру, кинокритик Наталья Зеленко в журнале «Искусство кино» писала так: «Странная происходит вещь: подразумевается серьезная борьба с политическим врагом, требующая умной тактики, находчивости, воли, а в фильме «Развязка» нет острого поединка, действие развивается утомительно скучно, вяло. … Тем более что персонажи картины — фигуры абсолютно безликие, соприкосновение с ними не рождает никаких чувств — ни радости, ни презрения или негодования. … Мимо цели бьет фильм «Развязка», лишь формально обозначает, а не решает серьезную, важную тему. Лишает интереса к ней невыразительным, трафаретным воплощением» (Зеленко, 1971: 40). Зеленко Н. Борьба? Нет, игра // Искусство кино. 1971. № 1. С. 37-43.

Как Вы думаете, уважаемые читатели, решился ли после этого режиссер фильма «Развязка» и дальше снимать «про шпионов»?

Александр Федоров, 2020

P.S. Подробнее о шпионских фильмах можно (бесплатно и без пароля) прочесть в моей монографии «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей». М., 2017. http://kinopressa.ru/library

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий