Пятнадцать сезонов сериала «Сверхъестественное» как зеркало американских идей

Кино

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

Лет пять или шесть назад мне восторженно рассказали о сериале "Сверхъестественное", посоветовав обязательно его посмотреть. Городские легенды, мистика, детективы, симпатичные персонажи…

Мистика меня не слишком занимала, но вот городские легенды и детективы — это было неплохо. К тому же я всегда была уверена, что наиболее полно менталитет того или иного общества отражается вовсе не в шедеврах литературы или кинематографа, а в популярных сериалах или даже дешевых комиксах. Впрочем, потом оказалось, что некоторые серии СПН (SPN), как называют сериал поклонники, очень даже хороши.

О чем повествует сериал?

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

О двух братьях — Дине и Сэме Винчестерах из Канзаса (название с детства ласкает слух, верно?) — которые на черной Шевроле Импале (между прочим, в США это культовый автомобиль) 1967 года выпуска колесят по США и сражаются с нечестью. По крайней мере, в начале было именно так.

Пятнадцать лет — долгий срок, так что от юных героев, про которых периодически кто-нибудь говорил, что они подозрительно молоды, персонажи прошли путь до заматерелых, битых жизнью мужиков, а от городских легенд до вселенских катастроф, которые повторяются с завидной регулярностью.

И последнее понятно. Попробуйте каждую неделю выдавать на-гора определенный объем художественного текста. А количество драматических ситуаций конечно. Их всего 36.

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

Поскольку к тому дню, когда мне рассказали о "Сверхъестественном", сериал уже давно шел (с 2005 года), то чтобы догнать его, мне потребовалось смотреть прошедшие сезоны ударными темпами — по нескольку серий в день. И при таком просмотре я заметила то, что несколько расходилось с уверениями поклонников.

Во-первых, бросилось в глаза, что временами под видом мистики и фантастики речь в сериале идет о вполне реальных вещах, а проблемы решаются частенько совершенно неполиткорректно, но практично (хотя временами так и хотелось крикнуть персонажам, сценаристам и режиссерам: "Куда голыми руками лезете?! Про технику безопасности вам никто не говорил?!". Впрочем, злостное несоблюдение техники безопасности беда почти всех американских фильмов). По крайней мере, долгое время было так.

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

Во-вторых, порадовал размах затронутых тем: семейные отношения, взаимоотношения разных социальных групп (в том числе отношения мальчиков из колледжей и простых работяг), расовые проблемы, фундаментализм и либерализм, здравоохранение, бизнес, политика (!), массовая культура, реклама, фэндом, ролевые игры, фанфикерство (продолжительная стрельба камнями по всем огородам)…

Перечислять можно долго. Вы же помните — каждую неделю выдавать определенный объем текста (сценарий). Поневоле отобразишь весь мир на экране и сделаешь пародии на все самые известные фильмы, шоу и книги.

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

Кое-что, правда, веселило: появление русских персонажей (развесистая клюква, как она есть), и странное игнорирование нашей страны со стороны магической карты бункера персонажей (когда у них появился бункер) и всякой нечисти. Даже Баба-Яга (ударение на букву Я) от нас сбежала. И, наверное, некоторая логика в этом есть. Большая часть нечисти боится соли, а соли у нас много. Весь мир знает, что гостей мы встречаем хлебом-солью, ну какая пакость тут выживет? А уж зимой (т.е. довольно долго) соль у нас буквально высыпается на дороги и тротуары. В общем "нам не страшен серый волк — мы на нем ездим". Но я отвлеклась.

Зато постепенно в сериал стала проползать политкорректность — сначала осторожно, потом все более активно и напористо. Оказалось, что даже в Канаде, где, собственно, и снимается сериал, отсидеться невозможно. Вопреки логике, инфантилизм стал приниматься сценаристами за взросление, юные хрупкие девы стали укладывать на лопатки сильных тренированных мужиков, восторги перед ковбойскими историями стали представляться как отсталость и бескультурье, а сценаристы принялись ломать характер персонажей об колено.

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

Но одновременно оказалось, что у снимающихся в сериалах (тем более фантастических) свободы и возможности маневрировать чуть больше, чем у тех, кто снимается в голливудских фильмах. В сериалах позволяется импровизация, и хороший актер (в сериале они есть), может, повторив все реплики сценария, сыграть совсем не то, что написал сценарист. К радости зрителей. Точнее, не всех зрителей, а тех, что постарше. А вот поколение снежинок (они же фиалки) новшества принимают на ура. Но даже их восторгов оказалось недостаточно, чтобы запустить спин-офф (вбоквел) про юных дев — охотниц за нечистью. Потому что при всей политкорректности это оказалось слишком неправдоподобно и скучно.

Пятнадцать сезонов сериала "Сверхъестественное" как зеркало американских идей

А теперь сериал ждет финал, который очень волнует зрителей разных стран. И проблема финала даже не в том, смогут ли братья Винчестеры в очередной раз спасти мир, а в том, что победит — здравый смысл с логикой или политкорректность?

И вот это действительно проблема.

Остается ждать.

PS Это было вступление к серии статей о "Сверхъестественном". Далее предполагается разобрать некоторые знаковые эпизоды. Если есть пожелания по конкретным сериям — называйте их в комментариях.

© Юлия Р. Белова

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий