Новые правила «Оскара»: абсурд или благо?

Кино

Самым громким событием в мире кино этой осени стали новые требования Американской киноакадемии для получения награды «Лучший фильм». Если кратко, то вводятся 4 критерия, касающиеся актерского состава и сюжета фильма, состава съемочной группы, работы киностудии и дистрибуции. Во всех критериях идет речь о представительстве разных групп населения в самом фильме и в процессе съемок.

Можно как угодно относится к этой премии, которая, кажется, дискредитировала себя в последние годы и для консерваторов, и тех, кто требует изменений. Однако «Оскар» – это все еще важный показатель настроений в мире англоязычного кино.

Давайте разберемся, что же изменится с введением этих новых правил.

Новые правила «Оскара»: абсурд или благо?

Как меняется мир кино
Многие отреагировали на новости о новых требованиях весьма категорично: мол, это новая цензура, которая убивает искусство. Более того, кто-то назвал новые правила причиной падения уровня современного кинематографа, а особенно консервативные критики и зрители назвали это «началом конца». Но, если приглядеться к тому, что происходит в мире кино, то становится понятно, что действия киноакадемиков продуманны, осторожны и далеки от любой формы радикализма.

Кинематографические организации активно меняются вот уже несколько лет. Обычный зритель обычно не обращает внимание на какие-то премии, кроме «Оскара», хотя большинство фестивалей и премий, оказывающих большое влияние на индустрию, давно приняли новые правила игры. Например, британская премия BAFTA начала процесс внедрения новых правил еще в 2016 году.

Новые правила «Оскара»: абсурд или благо?

Получается пока с переменным успехом: например, в 2019 г. новые правила отбора должны были действовать во всех категориях премии BAFTA, но в номинациях за лучшие мужские и женские роли первого и второго плана снова фигурировали только белые актеры и актрисы.

Хоакин Феникс, получивший тогда премию за лучшую мужскую роль, прокомментировал это крайне негативно: «Это ясный сигнал со стороны киноиндустрии людям с другим цветом кожи: вам здесь не рады!».

Такой белый Оскар
«Оскар», кажется, сдается последним, да и то после долгой осады. После того как в 2015 г. все 20 номинированных актеров были белыми, соцсети заполнил хэштег OscarSoWhite. Пресса также отреагировала незамедлительно – на киноакадемию обрушились обвинения. И это неудивительно, ведь большая часть киноакадемиков, которые отбирают и судят фильмы – белые мужчины пожилого возраста. На 2012 год соотношение среди академиков было таким: 94% белых, 77% мужчин, 86% людей 50 лет и старше, а средний возраст составлял 62 года. Они голосовали за фильмы, которые были ближе их опыту и мироощущению.

Кроме того, ежегодно трансляция премии «Оскар» теряет зрителей, а значит, и деньги на свое существование. Смена ведущих, яркие форматы – все это уже не помогает.

Первые изменения
Когда в 2016 году ситуация с репрезентацией на премии повторилась, буквально на следующий день давление активистов и прессы усилилось. Бун Айзекс, глава отдела по связям с общественностью Академии кинематографистов (AMPAS), объявила инициативу А2020, которая должна была спасти ситуацию. За 2016 год количество академиков увеличилось, появилось более 3000 новых участников, среди них – женщины и представители разных этнических групп.

Результаты последовали почти сразу: в 2017 году приз за «Лучший фильм» получил фильм Барри Дженкинса «Лунный свет», он же взял «Оскар» за лучший сценарий, а Виоле Дэвис дали премию за роль второго плана. А в 2020 году абсолютным триумфатором стал фильм По Чжун Хо «Паразиты» с полностью корейским актерским составом.

Это доказывает, что дело было не в качестве фильмов. Но пока что в индустрии лучший старт есть все-таки у строго определенной группы людей.

Новые правила «Оскара»: абсурд или благо?

Как действуют новые правила?
Новые условия касаются только одной номинации – «Лучший фильм». Действовать они начнут с 2024 года – это достаточное количество времени, чтобы успеть переписать сценарии новых проектов и внести изменения в состав съемочных групп.

Кроме того, чтобы исполнять новые требования, необходимо соответствовать двум критериям, а не всем четырем сразу. Иными словами, можно выбирать, где будут присутствовать женщины, разные расовые и этнические группы, представители ЛГБТК+ или люди с ограниченными возможностями: среди исполнителей главных и второстепенных ролей, творческого руководства, съемочной группы или работников студий. Думаю, в огромном Голливуде перестроиться на 2 из 4 критериев будет не так уж сложно.

Если что и угрожает миру кино в 2020 году, так это не новые правила репрезентации, а стремительное банкротство индустрии из-за пандемии.
К тому же в истории «Оскара» уже было много возмутительных решений, которые не дали премии застрять в прошлом. Например, награждение в 1940 г. чернокожей актрисы Хэтти Макдэниел, сыгравшей в «Унесенных ветром», вызвало много негодования среди консервативной публики.

А победа Кэтрин Бигелоу в 2010 г. — переломный момент для всех женщин-режиссеров. Ее фильм «Повелитель бури» обошел суперхит ее бывшего мужа Джеймса Кэмерона «Аватар». Тогда о фильме говорили, что он получил главный приз только из-за того, что Бигелоу – женщина. Но теперь, 10 лет спустя, понятно, что «Повелитель бури» стал настоящей сенсацией, поднявшей важные вопросы о войне в Ираке, и свою награду получил не зря.

Нужно видеть в новых правилах шанс увидеть шедевры, которые мы упускали из виду из-за узкого кругозора академиков.

А что вы думаете о новых правилах «Оскара»? Нужно ли вообще внедрять такие правила «сверху»?

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий