«Ничто не сходит с рук», или в чём польза поражения? Версия романа «Иду на грозу» Даниила Гранина в фильме Булата Мансурова.

Кино

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Часть 1. Одиночество среди людей.

Первая экранизация романа Даниила Гранина 1964 года называлась по самому литературному источнику «Иду на грозу». Смелый и смелый. В имени заключено стремление человека покорить природную стихию, бросить ей вызов, показать превосходство и силу.

Но со времени выхода романа и его первой экранизации прошли годы, и ход истории показал, насколько пагубным может быть вмешательство человека в божественный план мироздания. Природу надо изучать и жить в гармонии с ней, а не покорять. Человек не ее царь, а часть. И если вы не будете руководствоваться нравственными принципами по отношению к ней, а только подчините себя своей воле, то неизбежно

«ОТКАЗ»

Комментируя новое название фильма, советский критик и литературовед Генрих Митин дает ему подзаголовок «Буря идет к человеку»:

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Неслучайно песня становится выражением идеи нового автора.

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

В этом фильме 1987 года символичны понятия «буря», «молния» и отношение к ним разных людей, присутствующих в научном сообществе: как энтузиастов, так и карьеристов, приспособленцев. Это природная стихия, которая проверяет человека на прочность и раскрывает его место на Земле. Одни пытаются понять ход событий, внимательно изучают, не рассчитывая на мгновенный результат, другие ищут сиюминутной выгоды, третьи думают только о хлебе насущном…

Второй фильм рассматривается как прямое продолжение первого: Даниил Гранин участвовал в написании сценария и внес некоторые изменения в содержание. Показательно и то, что использовались одни и те же актеры, но в разных ролях: Крылов стал Богдановским, Тулин стал Данкевичем, а Рихард стал летчиком Хоботневым. Эти замены вряд ли случайны, возможно, это трансформация образов, их логическое завершение.

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Картина посвящена поискам молодого инженера Крылова, который становится связующим звеном между всеми разными и противоположными учеными и псевдоучеными.

А в первой серии главной и яркой фигурой, подчеркивающей ценность природной человечности и мудрости в любом деле, является профессор Данкевич-Дан, глубоко и трогательно воплощенный на экране незабвенным Василием Лановым. Что жест, то и действие. Что ни фраза, то афоризм. (Неудивительно, что Крылов соглашается работать под его руководством, в том числе слесарем или лаборантом.)

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Не случайно лейтмотивом его образа является тема человеческого одиночества среди людей. Он один на конференции: коробка почти целиком состоит из черных шаров. Ему, упавшему на улице, никто не протягивает руку. У входа в дом молодые люди расходятся, увидев его окровавленное лицо. Без работы, без денег, выселенный со служебной квартиры, он никому не нужен, потому что он не такой, как все: имеет свое мнение, свои принципы и не жертвует ими во благо сильнейших и влиятельнейших. Мужество и цельность личности профессора показаны в сцене убогой больничной обстановки: здесь все одиноки, и как бы жестоко с ним ни обращались, он никому не отказывает в помощи.

Но такие одинокие воины не могут выжить в отлаженном механизме дельцов науки, и Данкевич уходит со сцены. К счастью, не для всех. Крылов будет часто его цитировать.

Первая серия, названная «Поиск истины», заканчивается тем, что Ученый совет лишает Данкевича средств на работу Данкевича и передает средства в лабораторию профессора Денисова. Та самая, о которой Тулин говорит: «Денисову за призы и должности», «Денисов — афера».

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Крылов (с талантом Игоря Волкова) в первой серии лучше раскрывает себя в отношениях с девушками. Первая, Ада, собиралась вылепить из него представителя ученого мира, по образу и подобию родного отца: ученая степень, квартира, путевки в дом престарелых… Амбициозный мальчик нуждается. И любовь не сработала.

Вторую он нашел сам, необычную, порвавшую с привычными представлениями о девушках: мотоциклист, едущий ночью. Этот женский тип соответствует вашим внутренним потребностям. Но увлекшись своей молнией, он забывает о Лене. И она ассистент режиссера не только по профессии, но и по факту: сама руководит своей жизнью. И Крылов в какой-то момент становится для нее интересным — загадочность, нестандартность. Лена находит номер телефона Данкевича и звонит ему, чтобы найти Сергея. Но любовь между такими разными людьми, не подходящими по стилю и смыслу жизни, возможна только в кино. Возможно, поэтому разгар их отношений показан в павильоне, подготовленном для съемок фильма…

«Ночь застала меня в горах», романс на стихи Роберта Бёрнса.

Это глубоко лирическая сцена, которая является одним из самых прекрасных моментов картины и подчеркивает красоту двух юных душ, встретившихся на мгновение, лишь для того, чтобы вскоре разойтись по своим мирам. Об этой песне на стихи Роберта Бёрнса. Символично, что перед тем, как зритель насладится пронзительными строками поэта, Лена отворачивается от Крылова со словами: «Не тревожьте меня, я посплю», и он видит в окне яркую молнию. Их пути уже разошлись но все равно

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Герой проходит проверку на соответствие жизненным целям, поставленным тургеневским испытанием любви. (Прав был классик, раскрывая социальную значимость Рудина, Лаврецкого, Инсарова через их умение любить, брать на себя ответственность, не только красиво говорить, но и жить достойно.) Крылов не мог стать для Лены надежным плечом, да и «варить ей компот» он не хотел (а хотел какую-нибудь студентку в очках, на которой вскоре женился).

Он оставил Данкевича в самый трудный для профессора момент, чтобы отправиться в престижную экспедицию: «Я просто хочу заняться настоящим делом». «Если мы научимся определять природу молнии, человечество не станет лучше», — считал профессор. Для молодого человека, начинающего свой путь в науке, смысл этих слов был невыносим.

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Даниил Гранин в сценарии второго фильма укоротил сцены с Тулиным, превратив главного героя в своего друга, которому (по роману) помог пройти «очереди» в институте, способствовал восстановлению в университете после изгнания, став его движущей силой на долгие годы. Сейчас ваше время. На переднем крае научного фронта 1980-х Крылов без наглости, не сумевший сразу влиться в систему…

Какое развитие дали Даниил Гранин и Булат Мансуров этому образу во второй экранизации? Смотрим дальше…

Продолжение следует:

Часть 2. «Тьма заперла меня в горах».

Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Часть 4. У каждого свой урок.

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Вспышка, осветившая всю мою жизнь: Ольга Кабо и ее любовь к Николаю Караченцову Все о советском кино 4 ноября 2021

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

«Русская песня души» Василия Ланового. Все о советском кино9 августа 2021 г

«Ничто никогда не сходит с рук», или что хорошего в поражении? Версия Даниила Гранина по роману «Иду в грозу» в фильме Булата Мансурова.

Роковая женщина Майя Булгакова: страстная жизнь и трагический конец Все о советском кино 18 апреля 2021

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий