Кощей Бессмертный в советских киносказках (ч.1)

Как не странно, но в таком популярном и распространённом в СССР киножанре как сказка, не так уж много Кощеев – всего 9 (даже десяток не набрался, но это без мультиков, которые не в счет). Гораздо чаще в фильмах по мотивам русского фольклора встречается Баба-Яга, которая, впрочем, не всегда выступает в качестве злой колдуньи и антагонистки главных героев, а бывает и доброй помощницей, и даже дальней родственницей. У Кощея роль более однобокая и, как правило, именно победа над ним – основная цель сюжета.

Изначально я хотел составить собственный рейтинг, но потом счёл это делом неблагодарным, так как все киновоплощения сделаны далеко не под копирку – в каждом из них есть своя изюминка. Все 9 достойны считаться самыми-самыми, хоть и по разным критериям, пусть и неравнозначным. Да и личные предпочтения и ощущения никто не отменял. Поэтому объективности ради список составлен в хронологическом порядке. ИТАК…

1. Самый аутентичный и самый страшный: к/ф "Кощей Бессмертный" (1944) / Георгий Милляр / Youtube

Кадр из фильма "Кощей Бессмертный" (1944)

Фильм, открывающий советскую Кощеиаду, снят самым известным киносказочником страны Александром Роу ещё в годы Великой Отечественной, что конечно сказалось и на оригинальном сценарии и на образе главного злодея, который даже был вынесен в заголовок. Всё соответствует прямолинейным кинолекалам того времени, даже богатыря Никиту Кожемяку (обошлись бе иванов-царевичей и пр.) играет плакатнейший супергерой советского кино 30-40х Сергей Столяров. Тем не менее, как киносказка фильм очень крут, а Кощей в исполнении тогда ещё сороколетнего Георгия Милляра способен вызвать ночной кошмар у зрителя дошкольного возраста.

феврале 1980 года

Без малого четверть века эта киноверсия Кощея 1944 года оставалась единственной и от того канонической, хотя со временем кинолента пообтрепалась и долгое время отлеживалась в Госфильмофонде, пока в 1979 году не подошла очередь на восстановление. То есть поколение советских детей 60-х вплоть до конца десятилетия росло, не зная толком ни одного кино-Кощея, ну разве что зеленоглавого старикана из полнометражного мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 года:

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" (1954)

2. Самый комикующий Кощей: "Огонь, вода и медные трубы…" (1967) / Георгий Милляр / Youtube

Другой подходящей и не обижающей заслуженного актёра категории для очередного (при том после огромного перерыва) киновоплощения мне найти не удалось. В советской киноиндустрии настали другие времена, а бешеный успех комедий Гайдая показал зрительские приоритеты 60-х. Возможно это и сподвигло Александра Роу спустя 20 с лишним лет на прямо противоположный подход к киносказке – он попытался снять чистую комедию положений. А может в силу возраста режиссёр (родившийся в 1903 году) ностальгически ориентировался на незамысловатые фильмы своего детства и юности. Увы, блин вышел комом. И даже сыгравший Бессмертного в новой, комической ипостаси Георгий Милляр оказался здесь бессилен.

Кадр из фильма "Огонь, вода и медные трубы.." (1967)

Всё-таки в историю советского кинематографа актёр вошёл как "самая лучшая Баба-Яга" и, к счастью, в этом фильме (где ему довелось сыграть аж три роли) он всё же порадовал – эпизодами с колоритнейшим образом старой карги, что до этого появился в к/ф "Морозко" (1964).

Так или иначе, но первый, пусть и неоднозначный, опыт показал, что забавного Кощея делать можно и нужно. И в дальнейшем более молодые киносказочники пошли преимущественно именно таким путём.

3. Самый непохожий и самый непредсказуемый Кощей: "Весёлое волшебство" (1969) / Фёдор Никитин / YouTube

Самую неожиданную трактовку образа Кощея предложил вскоре режиссёр Борис Рыцарев в действительно смешной, хоть и не очень известной сказке "Весёлое волшебство", где многие герои русского фольклора благополучно доживают до современности (тех лет конечно), правда, вынужденные приспосабливаться. Баба-яга впервые предстаёт милой, обаятельной старушкой (в исполнении Валентины Сперантовой), что работает в детской библиотеке уборщицей. Сюжет же строится вокруг необходимости расколдовать её внучку – Василису Прекрасную, много веков назад превращённую Кощеем в лягушку.

Кадр из фильма "Весёлое волшебство" (1969)

А он тоже мимикрирует, работая рядовым бухгалтером. Правда, мне его облик скорее напомнил то, как в кинодетективах 50-60-х иногда изображали бывших сельских старост и полицаев на ранее оккупированных фашистами советских территориях (негодяев в конце всегда разоблачали). Здесь же для пущего смеха (и конспирологических идей) Кощей вдруг начинает петь военный марш на немецком. В целом в исполнении Фёдора Никитина он предстает уморительным стариком, который напрочь забыл что когда-то являлся воплощением зла. И поэтому нужно похвалить авторов этой необычной комедии за то, что они отказывались от экспериментов с кощеевой смертью: сам исчез, без дополнительных приглашений.

4. Самый музыкальный и самый тюзовский Кощей: "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975) / Николай Боярский / YouTube

Кадр из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975)

Зато этот фильм в представлении не нуждается – многие знают его с детсадовского или младшего школьного возраста, на которые он в принципе и рассчитан. По форме это телеспектакль или детский утренник мюзикл, который сохраняет долгую популярность благодаря роскошным отрицательным персонажам и их хитовым песням. А Кощея даже Маша "нисколечко" не боится (до чего дошло, а!) и у него тоже есть свой полноценный музыкальный номер прямо-таки в традициях Бродвея. Правда, за кадром поёт не сам Николай Боярский, а артист музтеатра и рок-музыкант Виктор Кривонос (с 1974 года солист ВИА "Дикие Поющие гитары"). В других фильмах Кощеи тоже бывало что-то напевали, но не настолько профессионально. Потому и безусловна победа в номинации "самый музыкальный".


Хотя кто-то припомнит и другого – уже академически музыкального Кощея – из биографического кинофильма "Римский-Корсаков" (1952), в который включили сценический фрагмент непосредственно из оперы "Кощей Бессмертный", написанной этим композитором в начале 20 века. Но всё же этот вариант не имеет самостоятельного значения в сюжете. Ещё было две телевизионные постановки указанной оперы – в 1969 и 1987 году – однако и тут говорить о какой-то индивидуальности и актёрской игре не приходится: разница лишь в гриме и в тонкостях исполнительского искусства у вокалистов. Совсем другой жанр.

Итак, за первые шесть десятилетий в истории советской киносказки появилось всего 4 Кощея, при том трое из них – за короткий промежуток с 1967 по 1975 гг. Об остальных пяти, что родом из 1980-х, продолжу в следующей части (там же можно и проголосовать за лучшего Кащея по вашему мнению).

"Кощей Бессмертный в советской киносказке" (ч.2)

Источник

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий