Часть 1
Есть мнение, что никакого киноляпа в моменте, где показан расстрел радиостанции, нет. Причина в том, у разведывательно-поисковой группы (разновидность пограничного наряда), показанной в фильме, не один радист, а двое. Потому уничтожение первой рации значения не имело…
Кстати, сама рация – это лишь макет, приготовленный реквизиторами. Судя по внешнему виду, лишь имитация под чехол радиостанции, сшитый из брезента и стандартного подсумка под автоматные магазины.
В ряде сцен ночного боя пограничники ведут себя, как отметил ранее один из штабных офицеров, как «рейнджеры». Причем из американских боевиков. То есть стреляют вот так, неприцельно, от живота. Причем у них есть собственный образец для подражания…
Это бравый старший прапорщик Иван Марьин, персонаж которого был вдохновлен лучшими представителями школы прапорщиков советского кинематографа. Достаточно вспомнить Волентира из фильмов «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», а также Круглова из картины «Одиночное плавание»…
На роль Марьина режиссер пригласил будущего Народного артиста РФ (2009) Александра Панкратова-Чёрного. Который, кстати, сразу после ВГИКа был призван в ряды вооруженных сил и проходил службу пулеметчиком в гвардейской Таманской мотострелковой дивизии…
Дебют актера в кино состоялся в 1978 году в картине «Сибириада» Андрея Кончаловского. Известным его сделала роль Степана Грушко в картине «Мы из джаза» 1983 года. К моменту работы над «Караваном смерти» у Панкратова-Черного уже сформировался набор «военных» ролей…
Это и офицер Иван Семёновский в «Жестоком романсе», и майор-интендант в «Батальоны просят огня». Но то всё были роли проходные, актеру же хотелось «сыграть войну» на экране по-настоящему. Потому он и принял предложение режиссера-дебютанта…
Хотя то не сулило легкой работы: напротив, съемки велись в горах, и все сопутствующие этому трудности легли на плечи съемочной группы и актеров прежде всего. И хотя Панкратову-Черному в тот момент было 42 года, он согласился.
Появление этих девушек-археологов в фильме – сценарный киноляп. Для пущей эффектности. Ведь знают: недалеко граница. Причем не какая-нибудь, а с Афганистаном, где идет гражданская война. Но надо обязательно забраться подальше в горы, словно в регионе ничего не происходит.
Предводителя банды сыграл Борис Хмельницкий, будущий Народный артист РФ (2001). Свою первую роль в кино он исполнил в 1966 году в картине «Кто вернётся – долюбит». Широкая известность к актеру пришла в 1982 году после выхода фильма «Стрелы Робин Гуда», где он исполнил главную роль.
Сценарный киноляп: понятия не имея о том, кто эти девушки, лидер наемников вдруг говорит: «Вы хорошо знаете эти горы. Поможете провести нас, я вас отпущу». Откуда ему известно, насколько они хорошо знают местность? Кстати, девицы ранее сами удивились тому, где оказались.
Технический киноляп. Радиостанция у радиста Печенкина – Р-392. Она обеспечивает связь с однотипной радиостанцией на открытой местности и средней пересеченности на расстоянии до 10 км. В горах – всего 3-4 км. Потому их использовали пограничники или спецназовцы для связи внутри группы…
Здесь же у Печенкина задача – связаться с погранотрядом, а это куда больше даже 10 км. Значит, у него должна быть радиостанция Р-105, Р-108 или Р-109.
КИНОЛЯПЫ: ЛУЧШЕЕ
Мой телеграм-канал https://t.me/prokinolyap — кадры без цензуры.