«ИГЛА». Последний герой Виктор Цой

Актеры

Это один из фильмов, который видели все представители поколения Next. Фильм стал лидером проката в 1988 году, его посмотрело 13 млн зрителей. Он был глотком воздуха не только для киноманов, но и для обычных зрителей, слушающих русский рок и вот, почему.

"ИГЛА". Последний герой Виктор Цой

Я посмотрела "Иглу" приблизительно пятьдесят раз из-за Виктора Цоя, он был моим кумиром. Сейчас, спустя тридцать лет со дня его гибели 15 августа 1990 года, я не могу не написать о фильме и о герое нашего времени — Викторе Цое.

Заранее прошу читателей, если вам не близко его творчество, не тратьте время на прочтение данной статьи, ведь, "Иглы" без Цоя не было бы. Этот фильм нельзя рассматривать отдельно от его главного актёра.

"ИГЛА". Последний герой Виктор Цой

Постмодерн и фильм

Фильм — яркий представитель постмодерна. В нём стёб и ирония присутствуют почти в каждом кадре, а это главные отличительные характеристики стиля.

Вспомните закадровое звуковое сопровождение из творчества "Beatles" задом наперёд, или ,якобы, диктора советского телерадиовещания, или цитаты комедии "Dell' Arte" вместо диалога героев и маски на героине Дине, или рок-н-ролл и костюмы на персонажах банды Спартака, или высохшее море с ржавым кораблём посреди песка, как символ прошлого величия и ушедшей жизни, или осенний "голый" город с заброшенным зоопарком и квартира героини, где время остановилось в советском понимании творчества и достатка.

"ИГЛА". Последний герой Виктор Цой

Рашид Нугманов много экспериментировал на съёмочной площадке: вносил правки в сценарий, включал в #фильм импровизации по ходу съёмок, #актёры много говорили "от себя", и эти тексты зрители после просмотра растащили на цитаты, снимал в живых локациях, добиваясь максимальной правды в кадре.

Режиссёр хотел, чтобы фильм состоял из новых людей, новой музыки и новых смыслов. Сегодня фильм кажется странным советским #кино, которое снято как арт-хаус, но до него не дотягивает. Но тогда это была "бомба"!

На мой взгляд, "Игла", очень неровный фильм, он словно собран из мозаики зарисовок, сквозь которые идёт Моро, дерясь с уличными хулиганами и улыбаясь, непонятно чему.

"ИГЛА". Последний герой Виктор Цой

Рашид Нугманов исследует эпоху Советского союза и вводит совершенно нового героя. Этот герой выглядит, как обычный человек: он не может похвастаться крепким телосложением, не работает на заводе и не говорит лозунгами. Наоборот, он носит украшения и кроссовки Nike, жуёт жвачку и кладёт ноги на стол. Очень точный портрет молодёжи конца восьмидесятых.

"Игла" — первый советский фильм, где исследуется тема наркозависимости и это смелый шаг создателей. Такое было бы невозможно без перестройки.

Виктор Цой

Итак, почему режиссёр Рашид Нугманов назначил Цоя на главную роль? Можно упрекнуть режиссёра в конъюнктуре (на тот момент группа "Кино" была в зените славы), но всё не совсем так.

Этот фильм изначально задумывался как эксперимент: сценарий был написан, но не был выдан актёрам, в фильме не было профессиональных исполнителей (даже Александр Баширов — режиссёр по образованию), впервые на экране появился одиозный Пётр Мамонов ("Звуки МУ"), а Марина Смирнова больше никогда не сыграла ни одной роли.

"ИГЛА". Последний герой Виктор Цой

Режиссёр искал непохожего ни на кого, героя. И Виктор #Цой был именно таким: немногословным, с интересной внешностью и пластикой тела, харизматичным и простым в восприятии. И самый важный аргумент — его песням подпевало целое поколение.

Спартак

Отдельно стоит выделить актёрскую работу Александра Баширова. Конечно, Александр переиграл всех в этом кино. Его органика обескураживает даже профессиональных артистов, ведь, никогда не знаешь, чего от него ждать в кадре. Так и в "Игле" практически всё, что делает Александр — импровизация, включённая в финальный монтаж.

Спартак, люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты.

Всегда жду финальную сцену в парке, когда прохожий просит у Моро закурить и затем бьёт его ножом. А потом Моро, на фоне первых аккордов "Группы крови", невозмутимо закуривает свою сигарету и, оставляя след из капель крови на белом снегу, уходит в чёрную даль. Очень поэтично и символично, — такой герой опередил своё время и остался непонятым, поэтому он должен уйти.

А вы являетесь поклонником "Иглы"? Пишите в комментариях, давайте еще раз вспомним те эмоции, которые мы испытали в тёмном зале кинотеатра в далёком 1988 году.

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий