Шестой эпизод финального (?) сезона киноподборок по заявкам читателей канала "Справочник кинопижона". На очереди следующий реквест:
Тема "Одессии" в кино (странствие, скитание, на основе поэмы Гомера и не только).
С учетом того, что "Одиссея" Гомера — основополагающий текст для западной цивилизации, по значению с которым могут сравниться разве что "Божественная комедия", "Фауст", "Беовульф", "Песнь о Нибелунгах" и еще несколько памятников, отголоски поэмы Гомера можно увидеть во многих произведениях современной культуры, как массовой, так и не совсем. В принципе любой роуд-муви, где есть акцент на возвращении героя домой, можно рассматривать как интерпретацию "Одиссеи". Вместо этого я решил сосредоточить внимание на фильмах, создатели которых пытались адаптировать "Одиссею" для экрана (не все попытки, только самые любопытные и исторически значимые), а также на арт-фильмах создатели которых вдохновлялись поэмой Гомера и прямо заявляли об этом.
Ну и песня, также вдохновленная "Одиссеей":
- 3 экранизации Одиссеи и три арт-фильма по мотивам
- Одиссея (L'Odissea), 1911, режиссеры — Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе Де Лигеро
- Приключения Одиссея (Ulisse), 1954, режиссер — Марио Камерини
- Одиссей (The Odyssey), 1997, режиссер — Андрей Кончаловский
- Взгляд Одиссея (To vlemma tou Odyssea), 1995, режиссер — Тео Ангелополус
- О, где же ты, брат? (O Brother, Where Art Thou?), 2000, режиссеры — братья Коэн
- Замочная скважина (Keyhole), 2011, режиссер — Гай Мэддин
3 экранизации Одиссеи и три арт-фильма по мотивам
Одиссея (L'Odissea), 1911, режиссеры — Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе Де Лигеро
Первая адаптация фрагментов гомеровского текста. Как и большинство фильмов 1910-х представляет собой киноаттракцион, снятый с целью продемонстрировать технические возможности нового вида развлечений.
Приключения Одиссея (Ulisse), 1954, режиссер — Марио Камерини
Попытка итальянских кинематографистов (продюсером фильма является легендарный Дино Де Лаурентис) снять голливудский блокбастер. С этой целью в Италию из Голливуда выписали самого Кирка Дугласа. Акцент, как и в версии 1911-го, сделан на зрелищную, а не на смысловую часть.
Одиссей (The Odyssey), 1997, режиссер — Андрей Кончаловский
Самая дотошная и близкая к оригинальному тексту адаптация "Одиссеи" представляет собой минисериал, снятый Кончаловским голливудского периода.
Взгляд Одиссея (To vlemma tou Odyssea), 1995, режиссер — Тео Ангелополус
Есть какая-то глубинная справедливость в том, что свою версию "Одиссею" снял самый известный греческий режиссер. Ангелополус — мастер "медленного кино" и режиссер, который ближе всех приблизился к поэтике Тарковского, — снял фильм о режиссере который спустя несколько десятилетий отсутствия возвращается в когда-то родную Грецию и пускается в духовное путешествие по Балканам с целью отыскать потерянные фильмы первого режиссера страны. Единственно, что не позволяет назвать фильм в полном смысле греческим — исполнитель главный роли (Харви Кейтель), под имя которого, вероятно, и выделили бюджет.
О, где же ты, брат? (O Brother, Where Art Thou?), 2000, режиссеры — братья Коэн
Самая веселая вариация на тему "Одиссеи" повествует о трех не блещущих умом каторжанинах, которые после побега скитаются по американскому югу, населенному персонажам, в которых легко угадываются и сирены, и циклоп и прочие хтонические сущности Эллады.
Замочная скважина (Keyhole), 2011, режиссер — Гай Мэддин
Гангстер Одиссей Пик возвращается в дом, где давно не был. Разбираться в хитросплетениях киномиров Мэддина — дело изначально неблагодарное. С одной стороны, каждый из персонажей "Замочной скважины" имеет прообраз в поэме Гомера. С другой, интерпретация этих образов чересчур смелая, и иногда возникает ощущение, что Мэддин просто троллит любителей искать скрытые смыслы и отсылки.