Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Кино

Редкий случай, когда фильм оказался сильнее литературы

Подписывайтесь наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Дорогие друзья, мы вновь возвращаемся к проблеме т.н. «советского нуара», то есть мрачных криминальных фильмов, которые в разные годы снимались различными советскими киностудиями. Мы уже говорили о том, что в «советском нуаре» можно выделить два самостоятельных периода. Первый приходится на десятилетие, которое охватывает время со второй половины 50-ых годов по 60-ые годы («Дело пестрых» и т.д.). Второй период приходится на конец 70-ых – начало 80-ых годов («Грачи» и т.п.)

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Создатель фильма, о котором мы сегодня будем говорить, оказался причастен к обоим периодам. Во-первых, в 1964 году «русский эстонец» Григорий Кроманов снимает напоминающий мистический триллер фильм «Новый нечистый из преисподней». А в 1979 году делает вольную экранизацию повести братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“»

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Сразу же оговоримся, что братья Стругацкие полагали это литературное произведение «неудачным экспериментом». Что, впрочем, не мешало повести, написанной в 1966 году, пользоваться неимоверным успехом у юношества. Хотя взрослый читатель относился к «Отелю» более скептически. Дело в том, что совместить фантастику и классический детектив про «преступление в закрытой комнате» — задача не самая легкая.

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Григорий Кроманов отказывается от собственно детективной линии и классической детективной традиции; он делает ставку на нуарные образы. Более того, освобождает зрителя от вопроса «кто преступник?», в значительной мере сосредоточившись на сомнениях и терзаниях, которым подвержен инспектор Глебски. Он предстает своего рода Понтием Пилатом, который «умывает руки». Однако при этом прекрасно понимает, что повинен в смерти нескольких персонажей. В данном случае можно обнаружить некоторое сходство с «Китайским кварталом» Романа Полански

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Фильм очевидно следует стандартам, которые были заданы нуаром «классического периода». Сюжет не совпадает с фабулой – основное киноповествование, это воспоминания главного героя о событиях многолетней давности. Опять же в фильме присутствует закадровый голос – эти отступления делает сам Глебски (голосом Александра Демьяненко). Но куда более важным является неимоверное нагнетание атмосферы.

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Повторимся, нуар строится не на страхе как таковом, а на набирающей силу безраздельной тревоге. В данном случае это достигается стараниями блистательной операторской работы Юрия Силларта и музыкального оформления, которое было создано Свеном Грюнбергом. Ожидание чего-то нехорошего буквально подкожными ощущениями охватывает вас с первых сцен фильма.

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Инспектор Глебски получает вызов в отель «У погибшего альпиниста» (здесь по сюжету действительно когда-то погиб скалолаз). Однако владелец отеля понятия не имеет, кто сделал вызов. А затем отель оказывается отрезанным от внешнего мира, и именно тогда здесь случаются таинственные и пугающие события. Даже заснеженные склоны выглядят мрачными и страшащими. Что уж говорить про пространство отеля, которое активно изрезано длинными тенями?

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Если говорить именно о фильме, то он несколько отличается от повести. Бесспорный плюс – великолепный актерский состав. Часть актеров явно ассоциируются с «советским нуаром». Ленту можно посмотреть хотя бы только ради игры Юри Ярвета («Филипп Траум», «Груз без маркировки», «Гибель 31-го отдела»). Опять же в криминальных фильмах часто появлялся Карлис Себрис (вспоминаем «Братьев Рико»).

Экранизация повести Стругацких как классика советского нуара

Однако фильм ещё важен тем, что является центральным звеном в одной кино-цепочке. «Отель» (как стилистика фильма) в известной степени был вдохновлен польским криминальным триллером «Где третий король?» (1967). Опять же именно «Отель» можно рассматривать как источник вдохновения для советского триллера «Выкуп» (1986). А потому — смотрите и наслаждайтесь!

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий