Ангелы с грязными лицами

Кино

Когда гангстерская драма напоминает «Республику ШКИД»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Если говорить о фильме «Ангелы с грязными лицами» (1938), то это — гангстерская драма, а потому по формальному признаку должна относиться к прото-нуару. Однако именно у данной киноленты есть некие «проблемы», которые не позволяют её однозначно относить у «нуарной волне».

Ангелы с грязными лицами

Причиной тому ханжеская и морализаторская концовка, от которой хочется рыдать горькими слезами. Но не слезами раскаяния, как планировалось некоторыми из создателей фильма, а слезами разочарования, ибо по воле «общественного мнения» последние пятнадцать минут перечеркнули жирными крестом более часа предыдущего сценического действия. Но обо всём по порядку.

Ангелы с грязными лицами

Если прибегать к помощи образов, то «Ангелы» напоминают скрещенные друг с другом разнородные фильмы: «Однажды в Америке» и «Республика ШКИД». С одной стороны, рассказ о криминальной биографии, которая формируется на задворках большого города. С другой – повествование о буднях мальчишек-подростков и то, как они пытаются найти себя в жизни.

Ангелы с грязными лицами

Создателем ленты был авторитетный режиссер Майкл Кёртис, которому мы обязаны прославленной «Касабланкой» (1942). Однако в контексте данного рассказа нас должно интересовать, что это был не новичок «на поле» криминального кино. Кёртис и до «Англов» создал несколько криминальных (прото-нуарных) кинофильмов. Можно вспомнить «Доктора Х» (1932) и «Кида Галахада» (1937). Однако в случае с «Ангелами» зрителю была предложена более сложная история.

Ангелы с грязными лицами

Начинается она в начале ХХ века в одном из «уличных тупиков» большого города (предположительно Чикаго). Здесь обитают два закадычных друга, которые слоняясь без дела, решили ограбить железнодорожный вагон. Однако грабители из них оказались «никакие» — их тут же заметила полиция. Один из приятелей бегал быстрее, а второй имел привычку держать язык за зубами. Поэтому первый начал законопослушную жизнь и в итоге стал священником, а второй раз за разом сменил множество исправительных заведений, затем тюрем. И из него сформировался «законченный налетчик»

Ангелы с грязными лицами

В какой-то момент бандит Рокки Саливан (в исполнении сверх-звездного на тот момент актера Джеймса Кегни) возвращается в город. Он оказывается в квартале своей юности. Местная шпана в восторге от того, что может пообщаться с известным гангстером, имя которого не сходит с газетных страниц. Рокки же в ответ пытается оную постепенно «приобщить к делу». Этому в известной степени хочет помешать его бывший приятель, ныне священник, отец Джерри.

Ангелы с грязными лицами

В фильме есть вторая линия сюжета. Накануне последней «отсдики» Рокки оставил на хранение пронырливому адвокату (его играет находящийся в двух шагах от мировой славы Хамфри Богарт) сто тысяч «награбленных» долларов. Сумма внушительная и по нынешним временам, а для 1938 года — просто фантастическая. Однако когда Рокки «вернулся», то с возращением денет бывший партнер не спешит. Тем более что на эти тысячи было открыто казино, подкуплены полицейские и ещё сотворено много всего «забавного»

Ангелы с грязными лицами

Впрочем, избавиться от Рокки Саливана оказалось не так-то просто, как мнилось поначалу. В итоге главный герой фильма становится «сопричастным» и власть в городе переходит к «криминальному триумвирату». Отдельно надо выделить персонажа МакКифера, которого играет знаковый для гангстерского кино актер Джордж Бэнкрофт. Он не только впервые в истории мирового кинематографа предстал в образе гангстера, но первым на экране «использовал» автомат Томпсона. Всё это происходит в немой ленте 1927 года «Преступный мир», которую снял Йозеф Штернберг (ещё не ставший классиком нуара)

Ангелы с грязными лицами

Теперь собственно о прискорбной во всех отношениях концовке. В то время как создавался фильм, набирал силу т.н. «кодекс Хайеса», который запрещал показывать гангстеров в положительном свете и оставлять их «без наказания». В итоге Кёртис закатывает продолжительную проповедь о том, что «преступником быть плохо». Да ещё показывает крайне недостойное поведение Рокки перед казнью. Что позволяет газетчикам сказать: «Он умер как трусливая крыса».

Ангелы с грязными лицами

Впрочем, возможно «приторное ханжество» было уловкой («Хотели мораль – получите»). На это указывают несколько моментов. Тема двойного предательства. С одной стороны предает адвокат, с другой стороны предает друг, ставший священником. К слову сказать, Рокки направляют на электрический стул как раз по причине того, что он пытался спасти священника, начавшего «крестовый поход на криминалитет», от гангстерской расправы. Для тех, кто умеет «видеть» и «читать между строк», вполне очевидно наличие темы «двойной морали» и «лицемерия»

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий