Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

Актеры

Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

Актер Александр Кайдановский сыграл около полусотни ярких ролей в советских фильмах. Он не брался за проходные роли, работая с талантливыми режиссерами, но для зрителя Кайдановский навсегда остался Сталкером из фильма Андрея Тарковского по роману братьев Стругацких.

А ведь актером он мог не стать – родился в семье инженера через года после окончания Великой Отечественной войны, после школы поступил в Днепропетровский сварочный техникум, но проучился там всего лишь год – понял, что его стезя – искусство.

Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

Кайдановский уехал в Москву, где поступил во МХАТ, но через год перевелся в Щукинское училище, и через впервые снялся в кино. В 1967 году с его участием вышло два фильма: «Таинственная стена» и «Анна Каренина», через год снялся в мелодраме «Первая любовь».

В те годы ему помогал актер Михаил Ульянов, который видел в нем талант. Как-то Кайдановский попался на хулиганстве – ударил человека, который оказался ветеранов войны. После вмешательства Ульянова он отделался условным сроком.

После получения диплома Александр Кайдановский попал в труппу Театра имени Вахтангова, но отношения с коллективом не сложились.

Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

— Внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел, — говорил Кайдановский.

Ульянов советовал на время уехать из столицы, однако этому совету молодой актер следовать не стал.

Кайдановский уходит в армию, после которой в 1974 году выходит фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», роль ротмистра Лемке сделала актера знаменитым. После этого на экраны вышло несколько фильмов, укрепивших статус Кайдановского: «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

В 1979 году после долгих и трудных съемок на экраны вышел фильм «Сталкер». В этом кино Кайдановский сыграл неуверенного в себе и часто сомневающегося человека, это был полный антипод личности актера. Но именно эта роль ассоциируется у зрителя с Александром Леонидовичем.

— Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера, — говорил Александр Леонидович.

В середине 80-х актер учился на режиссера сначала у Андрея Тарковского, а затем у Сергея Соловьева. После этого Кайдановский снял пять фильмов, руководил собственной режиссерской мастерской, которую вел до 1992 года.

Александр Кайдановский: в плену у Сталкера и собственного таланта

На счету этого талантливого человека пять картин: по мотивам Борхеса он снял «Гость» и «Сад», «Иона, или Художник за работой», «Простая смерть», а также «Жена керосинщика», где снялся в первый раз молодой Евгений Миронов.

В 1994 году актер вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля, так как его талант признавали на Западе. Еще через год Кайдановский снял музыкальный клип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон №2».

Личная жизнь актера была насыщенной, на его счету четыре официальных брака, среди который союз с актрисой Евгенией Симоновой.

Под конец жизни здоровье Александра Кайдановского было сильно подорвано. За последний год он пережил два инфаркта, а третий оказался роковым. Актер и режиссер ушел 3 декабря 1995 года в возрасте 49 лет.

Подписаться на канал «КиноНытик»

Источник

Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий