32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Кино

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

С 18 по 25 сентября в Сочи проходит крупнейший российский фестиваль «Кинотавр». Мы ведем дневник с места события и делимся впечатлениями от творческих работ отечественного кинопроизводства.

 

Интересно, конечно, что 32 года для человека и для кинофестиваля – это категорически разные 32 года. Человек, особенно современный, в 32 может стать молодым режиссёром, привезти свой дебют в Сочи и публично рассуждать о том, как его детские травмы стали подпиткой для его творчества. А вот для фестиваля 32 – это уже признак стабильности, крепкого стояния на ногах и повод пересчитать в приветственной речи своих «детей».

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский

32-ой «Кинотавр» – прямое доказательство того, что кинопроизводство не остановить. 104 заявки заставили отборочную комиссию даже чуть-чуть пожалеть, что нет ещё пары дней для фестиваля, чтобы программа была чуть побольше. Хотя сам факт, что, кроме двух конкурсов, тут ещё умудряются показывать сериалы и устраивать специальные показы нашумевших в мире картин, говорит, в первую очередь, о новом профессиональном витке для самого смотра. Кинофестиваль на море теперь окончательно не курорт. Это деловой форум кинематографистов. Красивые платья с разрезами до пупа и тесные тройки, конечно, кто-то ещё привозит, но точно не журналисты, которые окончательно признали победу джинсов и кроссовок над желанием произвести визуальное впечатление на свой краш (а такой есть почти у каждого). Сюда едут с прописанными заранее расписаниями показов и интервью, запланированными публикациями и настроением снова увидеть все эти знакомые лица. У кого-то даже при регистрационной рассадке сохраняются любимые места в зале. У кого-то любимая дорожка в бассейне. В 8 утра есть шанс поплавать и обдумать план на день.

15 фильмов в основном конкурсе. 6 из них дебюты (и тут важно сказать, что в мировой фестивальной культуре дебютом считаются первые и вторые картины). В жюри актриса Чулпан Хаматова, продюсер Петр Ануров, режиссер Петр Буслов, сценарист Олег Маловичко, киновед Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов и актер Пётр Фёдоров.

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Председатель Жюри – Чулпан Хаматова

Традиционная награда за заслуги, которой открывается фестиваль, в этот раз превратилась в перфоманс трогательности. Сдержанный всегда Сергей Сельянов, продюсер огромного числа фильмов, но в первую очередь фильмов Алексея Балабанова, стоял на сцене вместе с комком в горле. Сколько раз в зале Зимнего театра начинались фильмы со скрипящих звуков старомодной заставки СТВ. Для зрителей это всегда был определённый знак качества, формировавший ожидания. И сегодня эти зрители наконец искупали Сергея Михайловича в заслуженных овациях. Как будто за все годы разом.

Логичным продолжением стал фильм открытия. Документальная лента киноведа Петра Шепотинника «Нас других не будет» оказалась одинаково профессиональной и интимной. Его герои – тот же Сельянов, Надежда Васильева, Сергей Астахов, Вячеслав Бутусов, Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший – говорят о кино, которого уже точно не будет. Потому что люди, которые его творили, ушли. Каждый по-своему. Переосмысление фигуры Бодрова – лишь верхний слой картины. Если копнуть глубже, это вечный поиск ответа на вопрос, кого считать творцом и что считать хорошим или талантливым кинематографом. Неподдельность и искренность ответов всех спикеров говорит много и об авторе. Они ему доверяли. Они считали его своим и успокаивались, когда он протягивал к ним микрофон. Это кино о кино, которое не способно оставить равнодушным местную публику. И хочется верить, не пройдёт незамеченным и в широком прокате. Из манков ещё музыка Вячеслава Бутусова. Другая. Новая. Киношная.

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Нас других не будет

Лирическое настроение вечера сменило рабочее и бодрое утро. Конкурс короткого метра открылся режиссёрским дебютом Саши Петрова (так он подписал себя в титрах), в котором он экранизирует все самые популярные комментарии к своим работам и интервью. Это история аниматора, который после встречи с «самым востребованным российским актёром» (его играет Иван Янковский) рефлексирует на тему невозможности пробиться из-за «вот этих вот». Удивительно, как легко актёры «сняли» характерные повадки и манеру речи друг друга. И сколько в этом фильме самоиронии. Хотя понять, какой Саша Петров режиссёр, всё равно сложновато.

В целом в коротком метре в первый день истории простые и понятные. И все, кроме одной, довольно позитивные. Даже хрупкая лента «Все смотрят на тебя», готовая взорваться к финалу чем-то вроде исхода сериала Happy End, в итоге дарит надежду на то, что вырваться из круговорота негатива можно. А выделить хочется полную простого очарования картину «Уличный свет», где главную роль сыграл актёр с синдромом Дауна Григорий Данишевский. Стопроцентно понятный сюжет рассказан деликатно и сказочно. Оператор Даниил Туженков своей камерой умело передаёт это ощущение особого мира, в котором существует главный герой. Его собственной уютной резервации, в которую он обязательно вернётся, но уже новым человеком к финалу фильма. Режиссёр Владислав Иконников честно говорит: он понимает, что эту ленту могут оценивать как социальный заказ. Но он-то знает, что такого решения – найти человека с изначально особенным взглядом на мир – требовал сценарий. И называет Григория своим соавтором.

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Режиссерский дебют Александра Петрова – короткометражка «Ангел»

Конкурсная программа – две картины, два непохожих друг на друга роуд-муви, которые одинаково сталкивают между собой поколения. Худрук театра «Современник» Виктор Рыжаков снял фильм-пьесу «День мёртвых». Совершенно невероятная в своих перепадах и преображениях Агриппина Стеклова и тонкий, но чёткий Александр Паль играют мать и сына, которые в Родительскую субботу отправляются по кладбищам области навестить могилы родственников. Два дня в этом странном путешествии – достаточное время, чтобы проговорить все проблемы и общества, и семьи. Но не достаточно, чтобы оторваться от театральной сцены, и дать, что называется, жизни в этом камерном диалоговом кино. Диалоги, а точнее монологи, в «Дне мёртвых» бесценны. Это точное наблюдение и утрированное исполнение за поколением наших родителей или бабушек с дедушками, если вы действительно молодой кинокритик. Это реализованная мечта сказать родителям в лицо всё, что мы думаем по поводу традиций и их устаревших взглядов на жизнь. Но можно ли назвать это зрительским кино? Для этого «Дню мёртвых» явно не хватает единства стиля. Но это же дебют, в конце концов.

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

День мёртвых

Ведь, как прозвучало на открытии конкурса короткого метра, этот фестиваль не ярмарка тщеславия. Это площадка для знакомств и демонстрации авторских способностей. И не надо расстраиваться, что кого-то не наградили. Всех, кто сегодня здесь показывает кино, отобрали, значит, они уже избранные. И мы как будто немного тоже избранные. Чтобы смотреть эти ленты чуть раньше и рассказывать вам о них.

32 – это даже солидно: первый и второй день «Кинотавра 2021»

Оторви и выбрось

Валентина Тарецкая
Главный редактор , actkino.ru
Уже более 20 лет вращаюсь в мире киноискусства. Друзья все время спрашивают что-то новенькое про жизнь кинозвезд. Со мной вы будете в курсе жизни актеров и актуальных новинок кино.
Оцените статью
actkino.ru
Добавить комментарий